Задонский музей прессы развеселил министра и завёл… коня!

Я уже писал в своих заметках о «Региональном музее прессы» и его идейном вдохновителе и организаторе Александре Косякине. Через год  волею судеб я опять оказался в Задонске и заглянул «на огонек» к Александру Викторовичу.

Дорогу я знал хорошо, но сначала подумал, что ошибся – я не узнал привычный вход в музей. Он преобразился до неузнаваемости! Стену стали украшать исторические вывески задонских ремесленников конца 18 начала 19 века, входная дверь «обзавелась» стильной табличкой с названием музея и оригинальным кованым фонарем, а на козырьке пристроился фотокорреспондент, встречающий каждого посетителя музея «вылетающей птичкой». Я замер перед входом на несколько минут, поражаясь, с одной стороны, нарочитой хаотичности и крикливости композиции, а с другой - продуманности каждой ее детали, выполненной  в «косякинском» стиле. Но самые главные перемены ждали меня внутри…

Александр Викторович времени зря не терял и отремонтировал еще две комнаты, в которых разместил новые экспонаты и те, что до этого пылились в запасниках. Экспозиции в одной из комнат посвящены новейшей истории нашей страны, а также затрагивают события международного масштаба. Вторая комната целиком посвящена публицистике и истории ее развития. Все, как всегда, остро, с юмором, через призму восприятия происходящего СМИ.

Но основное нововведение, на которое я сразу обратил внимание – это миниатюры. Наряду с новыми манекенами в музее появилось много (я насчитал более тридцати) миниатюрных сцен, иллюстрирующих различные исторические события или социальные явления.

- Все от нужды пошло, - делится Александр Косякин. - Я изначально делал ростовые манекены, поскольку считал это более доходчивой системой взаимодействия с публикой и погружения ее в происходящее. Но места уже не оставалось, а сделать и сказать еще надо много. Вот и перешел на миниатюры, так называемые «малые формы». Мне в этом помогали художники, ну и сам я начал потихонечку лепить. Оказалось, что эти миниатюры люди даже внимательнее рассматривают, а значит, можно легче «достучаться» до посетителей.

Еще одна интересная находка - доска предсказаний. О чем будут писать СМИ в 2018 году? Если у посетителей есть идеи, они могут оставить их на доске, а в следующим году посмотреть, кто был прав. На мой взгляд, очень здорово!

Современная история и реакция на события СМИ дает создателю музея неиссякаемую пищу для новых экспозиций и ироничных интерпретаций на эту тему. Вот современные журналисты в образе «лиц с низкой социальной ответственностью» (а ведь как прижилось-то выражение!), а в обычной авоське - журналисты продажные (предлагаются на вес и поштучно), а рядом экспозиция под названием «Наш друг Дональд Петрович Трамп»,  дальше - политики и политзаключенные…  Всего не перечесть. Это надо видеть!

Работа над расширением экспозиций, несмотря на нехватку места, продолжается. У Александра Косякина еще идей на «воз и маленькую тележку». Параллельно идет процесс по «виртуализации» уникального собрания: создание сайта и групп в социальных сетях. Пока все еще на стадии проекта и эскизов, но прогресс в этом направлении уже ощутим – кое-что можно даже «потрогать» в закрытом режиме.

Весть о задонском музее давно преодолела границы Липецкой области и «вышла на федеральный уровень» - в августе 2016 года экспозицию посетил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Волин, находясь с рабочим визитом в Липецкой области.  Он отметил, что музей уникален и что в нем «…чувствуется и креативная задумка, и талант людей, которые собирали коллекцию музея с хорошим знанием своего дела…» и над некоторыми экспонатами он от души посмеялся.

А в октябре, на проходившем в сочинском Дагомысе фестивале прессы «Вся Россия-2016», музей прессы и его создатель были награждены бронзовым Пегасом. «Конь с крыльями» был передан коллегам Александра Косякина, и они доставили Пегаса в Задонск, где он занял достойное место среди экспонатов уникального музея. Вручая награду задонским журналистам, председатель СЖР Всеволод Богданов сказал, что музей прессы для медиасообщества страны - царский подарок.

Несмотря на все позитивные изменения в жизни музея и огромный энтузиазм организатора, есть один факт, портящий всю картину – уникальное собрание артефактов  пока не приобрело юридический статус. Громкие слова и обещания так и остались только словами, как ни печально. За тепло, свет, поддержание фондов и помещения в надлежащем состоянии надо платить и пока эти траты лежат на плечах муниципалитета, который и предоставил помещение. Кроме чисто материальных проблем,  существует еще и вопрос преемственности – нужно успеть подготовить смену, а на голом энтузиазме далеко не уедешь. Передача музея на один из уровней подчинения и финансирования, сразу бы решило эти вопросы. А пока чиновники и руководители всех уровней и мастей решают судьбу музея, Александр Иванович не отчаивается и продолжает преодолевать бюрократические барьеры – упорства в достижении целей ему не занимать.

- Решение об официальном статусе музея пока не принято, но я надеюсь, что мы благополучно финишируем, - с энтузиазмом говорит Александр Косякин. - Есть идеи сделать этот музей федеральным (в Союзе журналистов России над этим думают), а на его базе создать еще и первый в стране виртуальный сетевой музей российской прессы. Конечно, тут бы очень кстати оказалась крепкая рука спонсора… Но и корпоративная солидарность не помешает.

Будем надеяться, что журналистское сообщество поддержит уникальный музей и его создателя не только силой пера, но и реальным делом.

Евгений Героян

Похожие статьи: