Сложить понятие непросто

Большие начальники, работающие на Заполярном месторождении ООО «Газпром до­быча Ямбург», словно школьники, возятся  с листочками бумаги, на которых написаны слова, укладывая их на все лады. Вспоминается эпизод из «Снежной королевы», в котором Кай складывал целые слова из льдинок, но никак ему не удавалось составить слово «вечность». Снежная королева тогда сказала ему: «Сложи это слово – и ты будешь сам себе господин, а я подарю тебе весь мир…» В контексте нынешнего мероприятия посыл звучит по-другому: «Сложи понятие «культура безопасности» – и пойми смысл этого определения в целом и каждого понятия в частности».

В роли «Снежной королевы» выступает Вадим Демченко, фасилитатор, консультант, эксперт в области формирова­ния культуры безопасности кон­салтинговой компании CASE. Фасилитатор – это человек, обес­печивающий успешную группо­вую коммуникацию, превращая процесс общения в удобный и лёг­кий для всех его участников. Слово «фасилитатор» – прямое заимст­вование английского facilitator – производного от английского гла­гола «to facilitate» (с примерным значением «упрощать»). Вадим Демченко, имея медицинское и психолого‑педагогическое обра­зование, опыт работы в «скорой помощи», с людьми с особо опас­ными типами поведения – заклю­чёнными, наркопотребителями, вот уже на протяжении двадцати лет занимается консалтингом и об­учением в области поведенческой и промышленной безопасности.

Его третий, последний в 2017 году, визит на Заполярное место­рождение состоялся в конце декабря.

– Пока идёт базовая программа универсального уровня, и поэто­му каждая группа – это новые участники. Когда уровень инфор­мационного погружения и уро­вень вовлечения руководителей достигнет необходимого уров­ня для того, чтобы все одинако­во понимали, что есть культура безопасности, для чего она нуж­на и какой каждый из них делает вклад, тогда начнутся следующие ступени. Скажем так: в модели культуры безопасности обучение – это лишь один из блоков. Есть много других вещей. Например, с 1 января 2018 года внедряются новые ключевые правила безопас­ности и инструменты управления безопасностью. Поэтому людей нужно будет наверняка учить по­веденческому аудиту безопаснос­ти, потому что одно дело, когда в документах появилось какое‑то новое определение, и совсем дру­гое – научить людей это делать правильно. Одно дело – остано­вить того, кто нарушает, дру­гое – объяснить ему, почему этого делать нельзя, убедительно донес­ти это таким образом, чтобы у того навсегда пропало желание так себя вести. А это уже – уме­ние влиять на эмоции и установки человека. Этой компетенции у ру­ководителей пока нет. И она, ес­тественно, потребует развития.

Вадим Демченко на начальном уровне проводит тренинги с ру­ководителями ООО «Газпром до­быча Ямбург», которые с позиции приверженных лидеров всеми сво­ими личными и управленческими действиями должны влиять на по­ведение сотрудников, чтобы мини­мизировать их ошибки и потенци­альные риски в поведении и тем самым добиться нулевой аварий­ности и нулевого травматизма.

– Если культура безопасности не нужна руководителю звена, или он не совершенствуется в этом во­просе, игнорирует его, то «в ни­зах» она сама по себе не появится. Есть классная русская пословица по этому поводу: «Чтобы лестни­цу сделать чистой, надо начинать мести сверху». Поэтому первые тренинги были с большим руковод­ством. Теперь идут тренинги ли­нейных руководителей, в 2018 году будут обучаться новые сотрудни­ки. Только после этого можно го­ворить о более‑менее массовом ин­формировании и вовлечении людей в вопросы безопасности.

С одной стороны, культура без­опасности – процесс бесконечный, устойчивое совершенствование. С другой стороны, можно говорить, что культура безопасности внедрена (усовершенствована) на достаточном уровне тогда, когда все работники будут уверены, что в следующем году на предприятии не произой­дёт тяжёлых и смертельных слу­чаев и аварий. Вадим Демченко на тренингах задавал этот вопрос об­учающимся всех уровней, но нигде и ни от кого не получил нужного ответа: «Да, я уверен!»

– Нельзя быть «немного при­верженным». Безопасность долж­на быть абсолютной, безусловной, без компромиссов. Но для этого надо проделать долгий путь, со­вершить логические пять шагов: узнать – понять – поверить – всег­да и везде самому это делать – во­влекать в развитие культуры без­опасности других. На эти «пять шагов» в крупных компаниях ухо­дит от семи до двадцати пяти лет. Нынешний лидер безопас­ности по степени развитости культуры – американский неф­техимический концерн «Дюпон» («DuPont») – тоже шёл к этому достаточно долго. Сегодня он первый в мире не только по от­сутствию травматизма и ава­рий, но и по коэффициенту того, сколько людей вовлечены в улуч­шение безопасности и в любой момент готовы предотвратить риски. Отсутствие смертных слу­чаев – это всего лишь верх пира­миды безопасности. А низ пира­миды – это управление рисками.

Управление безопасностью че­рез оценку рисков характеризу­ет и других лидеров в культуре безопасности, например, интег­рированную газоперерабатываю­щую компанию СИБУР, концерн «Шелл» (Shell). Официальная ак­кредитованная программа по об­учению специалистов культуре безопасности существует в госу­дарственной корпорации по атом­ной энергетике Росатом. «Культура безопасности» – печальное детище атомной отрасли, поскольку тер­мин этот появился после аварии на Чернобыльской АЭС. В 2018 году, по мнению Вадима Демченко, ак­кредитованная образовательная программа по безопасности тру­да появится и в ПАО «Газпром».

Двухдневный тренинг, подобный тренингу в посёлке Новозаполярном, состоялся и в Ямбурге.

 

Материал газеты «Пульс Ямбурга» № 2 (1302) 11 января 2018 г.
Автор: Виолетта Денисова
Фото автора

Сложить понятие непросто

Похожие статьи: