«Для руководителей это мониторинг безопасности в подразделениях»

Во второй части интервью (первая часть тут: https://mpogazprom.ru/novosti/cel-ustranyat-prichiny-ne-nakazyvat-vinovnyh) технический инспектор труда ППО "Газпром добыча Ямбург профсоюз" и руководитель одной из групп в проекте по развитию культуры безопасности Руслан Алимов продолжает рассказывать о потенциальных происшествиях. Точнее, системе, которая призвана собирать и анализировать их. В первой части он в общих чертах рассказал о самом понятии, а в продолжении – уже обрисовывает очертания нового инструмента снижения рисков и травматизма. Речь идёт об автоматизированной системе учёта потенциальных происшествий.

– И когда у нас будет внедряться эта система?

– Строго говоря, она уже функционирует. Идут определённые доработки. Но в целом – уже работает.

– Ого! И как можно увидеть эту работу? По идее, ведь каждый работник должен иметь возможность сообщить о потенциальных происшествиях?

– Открываете портал. В разделе «Культура безопасности» нажимаете ссылку «Автоматизированная система учёта потенциальных происшествий»…

– Так ведь эта система уже давно работает. Только к ней доступ был для уполномоченных по охране труда!

– Сейчас оставить сообщение о потенциальном происшествии и посмотреть данные может любой работник, имеющий доступ к интранет‑порталу. То, что начиналось по инициативе профсоюзной организации, позже легло в основу нашего направления в проекте «Культура безопасности». Совместными усилиями мы с коллегами из разных подразделений, особенно с СИУС, очень серьёзно доработали механизм, интерфейс, подсчёт рейтингов, провели согласования с подразделениями, сбор и анализ встречных предложений. Была проделана большая работа. Результат уже доступен.

– Но суть та же? Работники сами заносят данные, вся информация видна, установлены сроки, ответственные...

– Да, суть осталась та же. Эта система остаётся инструментом для уполномоченных, причём для них – с более мощным функционалом. Но теперь не только они, но и вообще любой работник может сообщить о потенциальном происшествии.

– И как организовано реагирование?

– Вы заходите в систему, заполняете поля. Мы постарались сделать интерфейс понятным без лишних объяснений, без лишней бюрократии. Но если возникнут затруднения, то можно обратиться за помощью к инструкции, размещённой в разделе «Помощь» автоматизированной системы. По ходу заполнения вы увидите, какой круг лиц и подразделений будет задействован. Скорей всего, это ваш руководитель и отдел по охране труда вашего подразделения. Когда данные о потенциальном нарушении внесены – они сохраняются здесь же. И дальше уже решение за руководителем.

– Ему приходит информация?

– Да, он получает уведомление. Срочные, самой большой опасности, надо рассмотреть в течение дня. Неопасные – за семь суток. Решение о дальнейших действиях остаётся за руководителем. Для него система – это возможность наладить мониторинг безопасности в подразделении, оценить потенциальные риски, снижать их, устранять глубинные причины и так далее. Если, конечно, он привержен культуре безопасности.

– Отлично! Но ведь доступ к порталу есть меньше чем у половины работников. Как быть остальным?

– Существует три основных канала внесения информации в систему учёта потенциальных происшествий. Портал – раз. Два – ящики на стендах по безопасности в подразделениях. Три – устное сообщение через своего уполномоченного по охране труда, который сам занесёт данные в систему. Есть четвёртый способ донесения информации о потенциальных или реальных угрозах безопасности – горячая линия, телефон: 6-64-44. Это оперативный и очень мощный инструмент. Но полученные через него сведения в указанной системе не фиксируются. Там свой учёт и своя система реагирования.

– Поскольку система уже работает, есть ли уже какаято статистика по потенциальным происшествиям?

– В обновлённом виде система работает с весны, данные можно вносить. Но это ещё не окончательная версия. Рекламы мы пока не делали. Соответственно массового наплыва пользователей и не было. Среди активных участников сегодня преимущественно уполномоченные, которые вносят сюда информацию. Есть статистика по старой системе, в ближайшее время данные оттуда будут перенесены в новую систему.

– И сразу условная карта подразделения вся красными тревожными точками замигает?

– Не надо пугаться переноса. Что, мол, не было ничего и – раз! – в системе их резко стало много. Подготовленный руководитель будет знать, что это. И он знает, что ему самому решать – как действовать, реагировать, на то он и руководитель. В большинстве случаев и не нужны вмешательства. Мы создаём систему гарантированного донесения информации о потенциальном происшествии. О местах, ситуациях, обстоятельствах повышенного риска. Эти данные – не для санкций, а для принятия решений.

– Какой реакции ожидаете? Нет опасности, что люди проигнорируют новый инструмент? Может, побоятся подвести руководителей, подставить себя, потратить время на чтото с непонятным результатом…

– Результат, кстати, понятный. Это снижение опасностей, оперативное реагирование на риски, соответственно, меньше травматизм. Для руководителя, повторюсь, это мониторинг безопасности в подразделении. А также возможность оценивать приверженность подчинённых. Ведь ты через систему не просто сообщаешь, но должен указать, что предпринял для решения. Это не надо воспринимать как сбор жалоб. Видишь проблему, то есть потенциальное происшествие, – пытаешься компетентно решить на месте. Получилось или нет – сообщаешь о ситуации. В зависимости от уровня опасности конкретными ответственными принимаются решения. А в масштабе месяцев уже видны определённые закономерности. Плюс активные участники системы будут иметь конкретную мотивацию.

– Финансовую?

– В том числе. Есть и другие виды. Мы не можем ставить план по количеству, или принуждать людей. Это противоречит самой сути процесса, где важна инициатива. Но создать условия, создать механизм, донести информацию – да, это мы можем и делаем. Как дальше пойдёт – зависит от самих работников, от коллективов, от руководителей. Я допускаю, что кто‑то систему воспримет в штыки. Это закономерно в случае нововведений.

– В таких случаях есть опасность злоупотреблений, не скажу махинаций, но – перегибов. Учитывалось ли это?

– Да, в системе учёта есть механизмы защиты от неаккуратной, недобросовестной работы. Главный из них – это тотальная прозрачность. Всем всё видно. Не только руководителям. Плюс трёхлетний опыт работы с уполномоченными позволил нам сбалансировать рейтинговую систему на практике. Мы имеем дело не с сырой концепцией, а с достаточно отлаженной уже машиной. И она неминуемо будет учитывать новый опыт, улучшаться, совершенствоваться при участии всех наших работников.

Уполномоченные по охране труда за период 2016-2018 гг.

Провели 4 884 проверки

Внесли 8 807 замечаний и предложений по улучшению условий труда

Предотвратили 740 потенциальных происшествий среднего уровня риска и 11 потенциальных происшествий высокого уровня риска

Материал газеты «Пульс Ямбурга» № 41 (1341) 26 октября 2018 г.

Подготовил Николай РЫБАЛКА

Иллюстрация с интранет-портала Общества

Похожие статьи: