Покорители Арктики
Главные вкладки
- Просмотр(активная вкладка)
- Результаты голосования
48 дней в пути, 16 тысяч километров, большая часть из которых - зимники и целина, шесть пройденных часовых поясов и впервые в мировой истории покоренная на легковом автомобиле самая северная точка Евразии - мыс Челюскин на 77 параллели. Все это - в активе машиниста паровой передвижной депарафинизационной установки Управления технологического транспорта и специальной техники ООО «Газпром добыча Уренгой» Александра ЕЛИКОВА и его давнего приятеля и штурмана Андрея МЕНЬШИКОВА. Экстремалы вернулись из уникальной экспедиции по морю Лаптевых, и автопутешественник рассказал о незабываемой поездке.
Зимники, сугробы, открытая вода, торосы составляли большую часть длинного маршрута
- Я всегда говорил - до Челюскина надо дорасти, - Александр Еликов начинает рассказ о необыкновенном путешествии издалека: Это неудивительно. Строго говоря, подготовка к рекорду национального масштаба началась больше двадцати лет назад. В далеком 1995 году, как только Александру исполнилось восемнадцать, получив долгожданную водительскую лицензию, он сделал необычный сюрприз родителям. Когда те находились в отпуске, в четырех тысячах километрах от Нового Уренгоя, начинающий путешественник без спроса взял семейный «Москвич» и приехал к ним в гости, заезжая по пути в разные города. Вояж получился долгим и захватывающим. С тех пор в первый же день отпуска Александр Еликов садится в автомобиль и колесит по стране. Первая поставленная цель - объездить все областные центры нашей Родины. Уже в девяностых задача была решена - не осталось ни одного крупного города, куда бы ни заехал бесстрашный исследователь. Когда закончились дороги, начал путешествовать по зимникам и целине. Дальний Восток, Алтай, Байкал, Кавказ, Кольский полуостров – Живописные уголки России из окна машины.
По словам Александра мысли о таком романтичном хобби не пришли в голову из ниоткуда, в один момент:
- Не было такого, чтобы я в какой-то миг понял, что хочу стать автопутешественником. Думаю, что мечтал об этом всегда. Причем за границу ехать никогда не хотелось - я в нашей большой стране еще не все видел.
«Генеральная репетиция» уникальной поездки к самой северной точке России и Евразии состоялась еще два года назад: Александр, член Русского географического общества, в составе экспедиции из двух машин добрался до мыса Челюскин на грузовом «Газе»-3308 «Егере».
Уже тогда присматривался к потенциальным сложностям на маршруте, узнавал, где и как можно решить вопрос с заправкой, поэтому в нынешнее путешествие Еликов и Меньшиков ехали подготовленными, зная, что их ожидает.
В этом году поездка носила название «Море Лаптевых - от края до края». Челюскин - самая западная точка этого северного моря, и мыс должен был стать отправным пунктом в исследовании суровых краев. Навигация в море Лаптевых длится минимальное количество времени, более девяти месяцев в году температура в нем ниже нуля градусов. Любопытным подтверждением его труднодоступности можно назвать тот факт, что буквально пару лет назад, в эпоху спутников, здесь случайно вертолетчиками был открыт новый остров, официально увеличивший территорию Российской Федерации!
«Улыбка» полярника
Как только ямальские путешественники пересекли 70-ю параллель, южнее уже не спускались - так и шли по торосам, льду и целине. От одного населенного пункта к другому, от одной полярной станции - к следующей. В тех местах на десятки километров - ни души, поселки малонаселены, поэтому в случае поломок автомобиля помощи ждать не от кого - вот и подготовка транспорта была особенной.
- Главное условие - машина должна быть максимально новой, чтобы не подвела в ответственный момент. На своем японском пикапе я путешествую второй год, пробег на момент старта был 36 тысяч километров, так что техника не подводила. Ну и, конечно, с коллегами из УТТиСТ мы особо подготовили машину - поставили большие колеса, блокировки, увеличенный бак и обязательно двойные стекла - без них в Арктику ехать не стоит, - рассказывает мировой рекордсмен.
Еще один важный момент при подготовке - запастись продуктами на поездку, которой по первым планам отводилось два с лишним месяца. Здесь помогли приятели - политик, коммерсант и исследователь Арктики из Югры Александр Петерман предоставил коллегам концентрированные супы, товарищи Андрея Меньшикова из Пурпе наготовили котлет, пирожков и беляшей. Вообще, собирали смельчаков «всем миром» - специалисты Общества «Газпром добыча Уренгой» помогли с подготовкой машины и предоставили спутниковый телефон, с помощью которого ежедневно связывались с водителем и штурманом, узнавали об их продвижении, подсказывали прогноз погоды. Помощница из Москвы так же ежедневно выходила на связь и описывала путешествие в социальных сетях. А работники Ханты-Мансийского института информационных технологий установили специальные маячки, благодаря которым можно было следить за экспедицией в онлайн-режиме и которые сыграли важную роль в доказательной базе мирового рекорда.
Но с трудностями путешественники справлялись только вдвоем. Самая большая опасность, по свежим воспоминаниям Александра Еликова, подстерегала на подходе к мысу Челюскин. Последние 200 километров шли по льду, по открытому шевелящемуся морю:
- Не покидало чувство, что нужно быстрее доехать до пункта назначения и скорее поворачивать назад, потому что в любой момент все может «переломаться». Мы уже были в похожей ситуации в 2014 году, тогда наш грузовик висел на конце рамы в трещине, глубина которой была больше 150-ти метров. Это очень опасно, но в таком месте этого не чувствуешь - организм мобилизуется очень сильно, до страха нет дела и времени - просто усиленно работаешь.
По морям, по волнам… на машине
В этом году неприятные сюрпризы преподнес пролив Вилькицкого, отделяющий мыс Челюскин от архипелага Северная Земля. Буквально как в голливудских фильмах-катастрофах, герои «убегали» от открытой воды. Правда, в жизни выглядит это не так красиво и без блеска, присущего американскому кино. Страшная метель, такая, что нагромождения льда образуются буквально за считанные минуты, нулевая видимость - вплоть до того, что не разглядеть собственных ног, много работы, практически без сна и отдыха - в подобных условиях путешественники ехали два дня. На рассвете, обессиленные, они обернулись и увидели черную полоску на небе - здесь, на море Лаптевых, это означает только одно - открытую воду.
Другие яркие впечатления - куда более приятные - от общения с местными жителями. Встречали везде очень тепло - в Арктике отношение друг к другу особое. Быт и жизненный уклад - совсем необычные и интересные.
- На подъезде к небольшому поселку Сындасско, одному из самых северных населенных пунктов Земли, мы обратили внимание, что в ту сторону вообще не было никаких следов, - вспоминает Александр Еликов. - Видно, что около двух недель к нему никто не приближался. Подходили вдоль берега, между обрывом и торосами. Смотрим - впереди, не доезжая около десяти километров до поселка, в обрывах стоят лестницы, и местные жители что-то там делают: Оказалось - так, с топорами в руках, они добывают себе уголь на растопку домов. Живут, в основном, за счет охоты и рыбалки. Таймыр известен тем, что там обитает самое большое поголовье дикого оленя. Умелый охотник за сезон добывает 300-400 голов этих животных. И продают целые туши и вкусную местную рыбу за бесценок.
Благодарные слушатели. В одной из поселковых школ
Особенно рады путешественникам были на семи посещенных полярных метеостанциях. Для их работников приезжие - не только собеседники и гости, но и: почтальоны - Еликов и Меньшиков передавали из пункта в пункт информацию от одного исследователя другому. Они настолько вдохновились общением с арктическими тружениками и жизнью метеорологов, что на обратном пути специально заехали в профильное управление в Якутске, где также тепло пообщались с местными учеными.
Но даже несмотря на то, с каким радушием встречали наших земляков в населенных пунктах, самым незабываемым в поездке оказалось именно посещение безлюдного на сотни километров вокруг участка в районе хребта Бырранга - самой северной горной системы планеты Земля.
- За этими горами никогда не жили люди. Как подтверждение - если южнее хребта много географических названий имеют происхождение из языка коренного населения - долганов и нганасанов, то севернее встречаются исключительно русские наименования. Даже исследователи этих земель появились там относительно недавно. Это дикий край, девственная природа. Представители местной фауны - олени и белые медведи, огромные полярные волки и овцебыки, с которыми мы неоднократно встречались, совершенно не реагируют на человека. Тут осознаешь, что находишься как будто на другой планете, и, наверное, хоть и совсем на немного, можно понять чувства космонавтов: Таймыр - самое удивительное место, что я видел, путешествуя по нашей стране.
Уникальный пробег стал возможным, по признанию авто-мпутешественника, только благодаря Обществу «Газпром добыча Уренгой». Помощь в сборах, поддержка и связь во время экспедиции - все это помогло установить выдающийся рекорд. Теперь в планах экстремалов новые приключения. Пока своими задумками Александр Еликов не делится, но утверждает, что они интересные, смелые и дерзкие.
- Многие считают, что до тех мест, про которые я задумываюсь, на легковом автомобиле не доберешься. Я так не думаю.
Что ж, огромный опыт покорения, по мнению большинства людей, непроходимых мест, у него есть. И сомневаться в том, что новые рекорды, новые немыслимые, захватывающие путешествия не за горами, не приходится.
Сергей ЗЯБРИН
Фото предоставлено Александром ЕЛИКОВЫМ
Газ Уренгоя № 14 (2498) 15 апреля 2016 г.
30 мая 2016 года, после тщательного изучения всех документов, отдел экспертиз Редколлегии «Книги рекордов России» единогласно принял решение о признании нового официального рекорда России в связи с заявкой «Первое в истории достижение на легковых автомобилях самой северной точки Евразии».
- Блог пользователя Газпром добыча Уренгой ППО ООО
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии