«Наша цель – безаварийная работа, ноль происшествий»

Не так давно Дмитрий Долгов был назначен заместителем начальника отдела безопасности дорожного движения УТТиСТ. Опыт прямого руководителя у него небольшой. Однако за время работы инженером в отделе охраны труда и промышленной безопасности УТТиСТ он, среди прочего, был одним из «первопроходцев» проекта культуры безопасности. Также Дмитрий Долгов налаживал работу с уполномоченными по охране труда, в том числе с использованием той системы, которая сегодня трансформировалась в АСУПП – автоматизированную систему учёта потенциальных происшествий (см. врезку). Опыт УТТиСТ в организации безопасных условий труда может пригодиться и другим подразделениям. Мы побеседовали с Дмитрием Долговым о системах учёта, их пользе, мотивации людей, кнутах и пряниках в работе.

– Дмитрий Сергеевич, чем для Вас «новая» система учёта (АСУПП) принципиально отличается от предшественницы?

– Она несёт несколько другую логику. «Старая» система разрабатывалась для уполномоченных по охране труда. Только для них. Новая же программа ориентирована на всех работников Общества. Соответственно и смысл стал шире – теперь каждый может позаботиться о безопасности. Было у меня поначалу опасение, что «новая» система станет меньше учитывать уже отлаженную работу уполномоченных. Ещё инженером отдела охраны труда я плотно взаимодействовал с ними. И опасения были, что новая программа отодвинет уполномоченных на второй план... В том числе и поэтому я активно участвовал в формировании новой системы, высказывал свои предложения. В итоге сообща мы пришли к общему мнению, что общественным активистам от профсоюза в новой системе будет выделяться особая роль. То есть они точно так же заносят информацию о потенциальных происшествиях, но под отдельной категорией.

– Их мнение важней или замечания больше по «весу»?

– Нет. «Вес» замечаний зависит от уровня риска и последствий потенциального происшествия, а не от того, кто их подал. Но уполномоченные – они больше понимают внутреннюю логику системы, они обучались этому, они зачастую более привержены культуре безопасности, глаз на это заточен. Плюс за свой статус и активность уполномоченные имеют определённую компенсацию.

– В УТТиСТ крупный коллектив. При этом большая часть работников – водители. И они прямого доступа к порталу, а следовательно, и к системе (АСУПП) не имеют. Как у вас решён этот вопрос?

– Да, на местах никто не сидит, все в движении. Тут есть плюсы и минусы. Плюс в том, что мы можем получать информацию с достаточно обширной территории через сотни наших работников. Не только через систему, но и по телефону, через мессенджеры, скажем. Минус в том, что есть отдельная такая прослойка несознательных коллег, которые не хотят заниматься вопросами безопасности. Где-то получается их вовлекать, где-то нет. Именно поэтому для нас так важна работа уполномоченных. Ведь через них работники могут фиксировать информацию о потенциальных происшествиях. И через них же, через уполномоченных, мы не только собираем, но и распространяем важные для нас сведения.

– Другая специфика у вас – территориальная разобщённость. Как быть с теми, кто далеко работает? Ведь не накатаешься…

– В отдалённых местах не всегда получается бывать так часто, как хотелось бы. Но если возникает возможность – обязательно устраиваем собрание. На 30-40 человек, например. Доводим информацию о происшествиях, рассказываем о нововведениях, на вопросы отвечаем. Максимально полезно! Это если массово. А индивидуально – по телефону. Личному или стационарному. Плюс по возможности стараемся организовать так, чтобы на удалённой точке было хотя бы два человека, сменяющих друг друга на вахте, которые берут на себя вопросы безопасности, транслируют информацию из отдела. Если такие ответственные люди есть, уже проще.

– Насчёт ответственных и неответственных. Недавно наблюдал неординарную ситуацию. Водитель автобуса ехал не пристёгнутым. Я как-то даже растерялся и не мог слов подобрать для замечания, чтобы это не выглядело демонстративным поучением, менторством. Как тут поступать? Ведь хочется избежать конфликтов и обид. Что посоветуете?

– Хм!.. Вообще, водитель должен пристегнуть ремень! Это его прямая обязанность, часть его профессиональной деятельности. Он, во-первых, должен предупредить пассажиров о необходимости использования ремней безопасности и, во-вторых, пристегнуться сам… Если вы замечаете, что он не пристёгнут, идёт процедура вмешательства. Прямо и спокойно сказать – пристегнитесь, пожалуйста. Мало ли что, кочка или яма, а за спиной полный автобус людей... Если же нарушитель игнорирует устную рекомендацию, то следует зайти в систему учёта потенциальных происшествий, указать гаражный номер, маршрут, описать ситуацию. У меня самого достаточно радикальное к этому отношение. Это ключевое правило безопасности, по большому счёту – элементарная вещь, на которую тратится столько усилий – предупреждения, памятки, плакаты...

– В том-то и дело, что не хочется сразу к жёстким средствам прибегать – пугать, угрожать, жаловаться…

– Конечно, нельзя постоянно людей угнетать. Но и дисциплина должна быть. Если после спокойного и вежливого обращения нарушитель не реагирует, не обращает внимания, можно смело звонить мне напрямую или в систему заносить сведения. Тут, к сожалению, другого способа нет. Если только после жёсткого реагирования может ситуация исправиться – значит так и надо делать. Наше управление занимается перевозками людей и грузов всего Общества. И если возникает малейший риск травмирования, ДТП, надо его сразу же исключать.

– У вас есть какие-то параметры, по которым оценивается эффективность работы отдела безопасности дорожного движения?

– Наша цель – безаварийная работа, ноль происшествий. Мы постоянно к этому стремимся, регулярно проводим профилактику. Не только водителей, но и заказчиков инструктируем, например, чтобы не нагнетали, мол, надо ехать быстрей. Я вижу, что начинает всё больше людей появляться, осознающих важность безопасной работы. Обычно как: если человек долго работает и ничего не происходит, он чувствует себя очень уверенно. И при этом по 10-15 лет совершает, скажем, одну и ту же мелкую ошибку, которая в итоге приводит к ужасным последствиям, ДТП, групповому несчастному случаю. Начинают разбираться, и выясняется… Так вот, сейчас такое постепенно уходит, травматизм снижается, люди сознательней становятся. Не только у нас, по всему предприятию тенденция такая.

– Если сравнивать количество происшествий в УТТиСТ со средним фоном по стране – насколько у вас ниже или выше?

– Думаю, лучше всего за меня расскажет статистика в конце года. Если сравнивать со средним по стране, то, на мой взгляд, на нашем предприятии значительно, ощутимо ниже уровень аварийности. Ведь у нас строже ежедневный контроль за соблюдением правил дорожного движения, вообще безопасности, выхода в рейс и так далее. Но мер этих всегда будет недостаточно – всегда нужно придумывать что-то новое. Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно постоянно стремиться к нулевому травматизму, нулевой аварийности.

– Новое – это, например, тахографы и спутниковое наблюдение?

– Эти новации, кстати, придуманы не в нашем управлении, они предусмотрены федеральными законами. Нормальная, адекватная работа, которая приносит свои полезные плоды. Но осознанность – это когда человек идёт дальше. Ведёт себя безопасно не только когда он под надзором спутников, тахографов, инспекторов. А понимает сам, чем чревато нарушение скоростного режима, опасное вождение. И уже сам принимает меры, не из-под палки.

– Такова идеология проекта по развитию культуры безопасности – как можно больше людей вовлечь в эту осознанность.

– Да, самое сложное – пересечь эту черту. Перейти оттуда, где правила соблюдаются только из-за надзора, туда – где не нужно заставлять и принуждать. Где человек сам начинает понимать зоны риска в своей работе и задумывается не только о себе, но и о своём коллективе, об окружающих людях. Даже если этих требований нет в инструкциях, даже если никто не видит.

– У вас, наверно, богатая практика бесед с нарушителями. Как вы их убеждаете, что говорите?

– Проблем не возникает – прямо говорю. Ни жёстко, ни с надрывом. Спокойно и глядя в глаза. Мол, зачем рискуешь, у тебя ведь дети «на земле», жена. Мой подход – через осознанность. Заодно в ходе таких бесед выясняется, что человек, может, не всегда сознательно виноват в нарушении. Причин бывает много: семейные обстоятельства, спецодежды нет нужного размера, не понимает чего-то…

– В УТТиСТ, судя по данным системы, достаточно активно выстроена работа по сбору информации о потенциальных происшествиях. Тяжело было запускать? Не боялись, что самим же и «прилетит» за такую активность?

– Были такие опасения, сомнения… Обсуждали детали. Самый сложный момент оказался – убедить людей оставлять отзывы. Я сказал всем – не бойтесь, программа создана, чтобы показать реальную картину, наказывать никто не будет. И в итоге пришли к консенсусу – что будем показывать не определённые замечания, а все выявленные. Все! Иначе как будем снижать риски, устранять потенциальные происшествия, если не будем знать о них? Теперь всё работает, мастера успокоились. И уполномоченные являются их «руками» на местах, ведь мелкие замечания они сами устраняют. Что им не по силам – там мы помогаем.

– То есть это часть целенаправленной работы?

– Конечно! Кроме самой системы, это отлаженное взаимодействие с уполномоченными, общение с ними, подготовка, личный контакт, выстроенный механизм назначения ответственных за работу с конкретными замечаниями. Как я говорил уже – с их помощью мнение и информацию можно не только распространять, но и получать. Теперь уже не надо за каждой мелочью бегать, учить оценивать степени риска или заносить данные. Можно к более сложным задачам обращаться.

– Какой бы Вы совет дали человеку, например, молодому уполномоченному или инженеру по охране труда, который только-только начинает входить в курс дела?

– Как бы парадоксально ни звучало – чтобы были нормальные производственные показатели, надо прежде всего думать не о них, а о людях, о их безопасности. А люди у нас разные, обстоятельства жизненные тоже разные бывают, всякое случается. В общем, надо быть тонким психологом. Понимать и принимать – каждый наш работник очень значим.

Системная эволюция

АСУПП (автоматизированная система учёта потенциальных происшествий), так называемая «новая» система – открытая для всех пользователей интранет-сети ООО «Газпром добыча Ямбург» страница, где можно оставить информацию о любых действиях, бездействиях, рисках, состояниях и проч., которые потенциально несут вред здоровью и жизни работников. Система запущена в опытно-промышленную эксплуатацию в 2018 году и использует наработки так называемой «старой» системы.

Автоматизированная система учёта замечаний и предложений по улучшению состояния охраны труда (она же – рейтинговая система оценки активности уполномоченных по охране труда, так называемая «старая» система) – система для внесения, хранения и анализа данных, внесённых только уполномоченными по охране труда ППО «Газпром добыча Ямбург профсоюз». Успешно функционировала несколько лет. Является идейным и техническим предшественником АСУПП. Большая часть функционала «старой» системы перенесена в «новую» осенью 2018 года.

Кратко об управлении

В УТТиСТ Общества по данным на начало ноября работают 1 857 человек, из них – около 63 % водители. В отделе безопасности дорожного движения – шесть сотрудников, в отделе охраны труда и промышленной безопасности – пять. Уполномоченными по охране труда в УТТиСТ избраны 52 человека. Большая часть коллектива трудится вахтовым методом на ЯНГКМ и ЗНГКМ.

Материал газеты «Пульс Ямбурга» № 45 (1345) 26 ноября 2018 г.
Записал Николай РЫБАЛКА
Фото Александра ЮРЬЕВА

Дмитрий Долгов, заместитель начальника отдела безопасности дорожного движения УТТиСТ

Похожие статьи: