Я люблю путешествовать по Липецкой области и узнавать её заново, с доселе неизвестной мне стороны. Липецкая земля богата историческим наследием и великолепными творческими людьми, которые сами создают вокруг себя историю. О том, что в Задонске есть «Региональный музей прессы», я узнал около полугода назад из местных СМИ и «поставил себе галочку» – в этом месте обязательно надо побывать...
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
Музей нашёл сразу – он находится в центре города, недалеко от местной администрации, в здании дома бытовых услуг. У дверей меня встретил создатель и руководитель музея – Александр Косякин. Александр Иванович по профессии журналист, закончил Воронежский университет. Работал после армии сначала в задонской районке, а после перешёл в «Липецкую газету», где и продолжает трудиться до сих пор, даже после выхода на пенсию.
– О музее я вообще не думал, но свои коррективы внесла жизнь, – рассказывает Александр Косякин. – В молодые годы работал в задонской районной газете, ну и, естественно, бегал в типографию. Запах полиграфических машин, краски, магия печати – это всё засело у меня в памяти. Совсем недавно типография обанкротилась, и её купил молодой предприниматель. Первое, что он сделал, стал резать линотипы и печатные станки на металлолом. Ему они не нужны, у него свой бизнес. Тогда у меня и возникла идея, используя площади типографии, имеющееся оборудование и материалы, создать музей, который бы показывал исторические сюжеты, одновременно рассказывая, как отражалось то или иное время средствами массовой информации. Меня поддержали коллеги-журналисты, и мы начали создавать музей. Вокруг печатных машин расположили инсталляции, в которых воспроизвели обстановку лета 1942 года, когда немецкая авиация бомбила Задонск, а в местной типографии печатали эвакуированную областную газету «Орловская правда». У настоящих печатных машин «работали» манекены: наборщик проверял вёрстку, печатник отдыхал после смены. Это было всё живое, предметное и интересное…
Справка
Линотип - вид полиграфического оборудования, строкоотливной наборный аппарат.
Весть о музее быстро разнеслась по газетам и информационным порталам области. Это придавало сил и энтузиазма. Но, как часто бывает, искусство не приносило дивидендов. За площади надо было платить, а музей без официального статуса существовал только на личные средства создателя…
В решении проблемы очень сильно помог первый заместитель губернатора Юрий Божко, и вскоре районные власти выделили площади, на которых сейчас находится музей – в здании дома быта.
ПОЛСОТНИ МАНЕКЕНОВ
Несмотря на погожий октябрьский денек и приятный разговор, я хотел скорее оказаться внутри и Александр Иванович радушно распахнул двери своего архива. Несколько шагов и мы в музее!
Первое, на что обращаешь внимание, входя в музей: почти все экспозиции – с манекенами (их здесь около пятидесяти!). Они демонстрируют сценки из разных периодов жизни нашего общества, которые пронизаны острым духом публицистики.
Вот дворник с метлой, считающий, что «газета живёт один день» и безразлично сметающий её – для него она мусор. Рядом ямщик у верстового столба. Для него газета – источник информации в перерывах между поездками.
Советскую эпоху характеризуют типичные герои того времени. Корреспондент газеты на мотоцикле ИЖ-49 (раритет – настоящий послевоенный экземпляр!) в раздумьях застыл у указателя. Сейчас он докурит «Казбек» и поедет по заданию редакции. Обыватель в растянутых трико сидит у старенького приёмника, ловит «Голос Америки» и пьёт чай из гранёного стакана в подстаканнике.
– Здесь очень много бытовых деталей, – объясняет логику инсталляций и экспонатов Александр Иванович. – Шестидесятые годы – Советский Союз был мощной ядерной державой. Шестьдесят первый год – полёт Гагарина и дальше космонавтика пошла. Об этом писали все газеты. И одновременно с этим Вы здесь видите рукомойники, скалки, утюги… Здесь представлены нагревательные приборы в хронологии: «керосинка», примус, керогаз. Всё это сопровождало нашу жизнь в то время, в 60-е годы. Я в музее пытаюсь совместить эти вещи, чтобы люди ещё раз задумались, как мы жили.
Пара десятков экспозиций музея имеют ёмкие названия: «Опечатка», «Командировка в горячую точку», «Первая полоса». Они рассказывают посетителям о тонкостях полиграфии и редактуры газетного макета.
Я как завороженный замер напротив витрины с раритетными фото-камерами. Уголок по истории развития фотографии, мне, как фотолюбителю был очень интересен.
Ещё одна отличительная черта музея – все экспонаты можно трогать руками. К истории можно прикоснуться в прямом смысле слова. Александр Иванович это только поощряет.
– Некоторые экспозиции сделаны специально с ошибками: грамматическими, историческими и прочими, – поясняет он. – Если кто-то эти ошибки заметит, значит, уже не зря пришёл. Тут есть повод поговорить, поразмышлять.
ПУТЕШЕСТВУЯ ВО ВРЕМЕНИ
Ходим между инсталляциями. Александр Иванович увлечённо рассказывает о каждом предмете или композиции. В двух комнатах пока ещё ремонт, но к открытию (январь 2016 года) всё должны закончить.
Недостатка в экспонатах музей не испытывает – фонды пополняются регулярно. Задонцы знают своего энтузиаста и несут ему интересные вещи.
– Газеты и журналы в основном все мои, – говорит Александр Косякин. – Я всегда с особым пиететом относился к печатной продукции и собирал её. Что касается вещей бытовых, то чаще приносят друзья, знакомые и просто неравнодушные люди.
Вот как-то один приятель принёс мешок с документами, а там наградные листы на героя Советского Союза Хвостова и письма его фронтовых товарищей. Всё это перемешано с бутылками и окурками. Очевидно, что новый хозяин дома, в котором жил Хвостов, не догадался отнести эти документы в краеведческий музей, а оттащил на свалку. Ещё бы минута и бульдозер бы всё это закатал. И таких примеров много.
Вот журнал 1914 года в отличном состоянии. Буквально с месяц назад мне позвонили и спросили «Тебе не нужен? Ты вроде там музей открываешь…» Конечно, нужен!
С момента создания музей давно перерос свои изначальные тематические рамки. Он стал музеем истории нашего общества и страны, запечатлённой на старых снимках и газетных полосах. Любое более или менее значимое событие находило отражение в средствах массовой информации: газетах, журналах, на радио и телевидении. С этой точки зрения СМИ стали «отпечатком» нашей жизни, и подходя к каждому экспонату, мы как бы оглядываемся назад и совершаем путешествие во времени.
– Этот музей – повод для хороших размышлений и бесед. Это своеобразная дискуссионная площадка для разных категорий посетителей. Он построен таким образом, что здесь можно предметно говорить с разными социальными группами людей: со школьниками, журналистами, диссидентами, членами политических партий… Я готов каждому найти тему для обсуждения, – уверяет Александр Иванович.
Александр Иванович, полон идей и по развитию туристического потенциала Задонска и Липецкой области. По его задумке, музей четвертой власти (еще одно название музея) должен стать базой для создания в Липецком крае целой серии музеев, уголков и инсталляций. В этом он рассчитывает не только на свои силы, но и на помощь журналистского сообщества и администрации города и области.
- В конце года мы создадим музей каретника Михеева, - увлеченно рассказывает Александр Иванович. - Это будет музей о забытых и ушедших ремеслах. Планируем его сделать на базе местного техникума. Из тех вещей, что у меня есть уже собрано более тридцати инсталляций для этого музея.
Есть в планах создать музей русской нужды. Русская нужда это огромный диапазон: от полиэтиленовых пакетиков, которые наши жены стирали и вешали, до пакетиков чая, которые мы по несколько раз используем... Очень интересная тема для всестороннего исследования.
Официально региональный музей прессы ещё не открыт. Тем не менее, от посетителей и желающих помочь нет отбоя. Кроме руководства области и района, активную помощь оказывает региональное управление по делам печати, телерадиовещания и связи, Союз журналистов Липецкой области, Издательский дом «Липецкая газета», депутаты и руководители ряда предприятий и организаций областного центра. Делегация преподавателей Липецкого политехнического университета приезжала с подарками, учителя липецких школ, делегации из Ростова-на-Дону, Москвы, Воронежа. Журналисты, как Липецкие, так и иногородние очень часто стучатся в дверь. Никому Александр Косякин не отказывает и двери музея всегда открыты, так же как и душа его создателя.
P.S. Когда готовился номер, члены комиссии по организационно-профсоюзной и информационной работе ППО ООО «Газпром добыча Ямбург» и творческий коллектив редакции газеты «Пульс Ямбурга» решили помочь музею и собрали небольшую посылку: архив номеров газеты «Пульс Ямбурга», приложения «Профсоюзный Вестник» и небольшой памятный подарок.
Евгений Героян,
Инженер-электроник ППО ООО «Газпром добыча Ямбург»