Сергей Михайлов, кузнец елецкого военно-исторического клуба «Копье», создает удивительные по красоте и функциональности произведения. Но вот оценить по достоинству все преимущества его шедевров может разве что средневековый воин. Сергей – кузнец-бронник.
Казалось бы, кузнецы подобной специализации должны были давно исчезнуть. Но искусство создавать из металла защитное снаряжение пережило века и восстало из небытия благодаря энтузиастам.
При первом взгляде на Сергея сложно в нем угадать представителя профессии, окутанной ореолом романтики и тайны. Никак он не вписывается в стереотипный образ кузнеца: коренастый, неразговорчивый мужчина с окладистой бородой и «косой саженью» в плечах. Скорее наоборот, Сергей доброжелательный и улыбчивый, средних габаритов… На улице таких парней много можно встретить. Но все меняется, когда он становится за наковальню: четкие, отточенные до автоматизма движения, выдают в нем опытного мастера, который провел в кузне не один день.
Сам Сергей из Луганска, работал электрогазосварщиком. По его словам, в юности увлекся исторической реконструкцией и ремеслами средних веков. Из всего многообразия прикладных искусств, в конечном итоге, он остановился на кузнечном деле. В своей мастерской за любимым занятием Сергей проводил все свободное от основной работы время, но в дальнейшем пришло решение сделать увлечение своей работой. Ну а почему нет, если получается? К тому времени заказов у мастера было много, и Сергей был известен в среде исторических реконструкторов не только у себя на родине, но и за ее пределами. Доспехи, сделанные его руками, можно было часто увидеть на многих фестивалях, в том числе и на елецком «Русборге».
В Ельце мастер оказался случайно - пару лет назад друзья позвали в гости. На одной из встреч с коллегами Сергей познакомился с руководителем клуба «Копье» Павлом Семеновым. Клуб «Копье» известен в Ельце не только, как коллектив единомышленников, занимающихся исторической реконструкцией, но и как дом детского творчества, где подростки могут осваивать декоративно-прикладные ремесла.
- Павел рассказал о своих планах по открытию кузницы на базе клуба, - вспоминает Сергей Михайлов. – Обрисовал перспективы. Мне это стало интересно, я решил остаться и все «завертелось».
Под кузницу выделили одну из комнат на базе «Копья» в знании 17 века, раньше это был каретный двор с конюшнями. Старая кладка стен во многих местах перемежается с «заплатами» из нового кирпича – во время Великой Отечественной войны, здание сильно пострадало и его ремонтировали. Голубая плитка на стенах и побелка – наследие уже советской эпохи. Несмотря на странное наслоение артефактов различных эпох, внутри все благоустроено и видно, что была проделана большая работа.
- В кузнице надо еще много чего отремонтировать, прежде всего, крышу, - рассказывает Сергей. - После надо будет заняться полом, ну и параллельно будем закупать оборудование. Надо бы еще улучшить освещение и вентиляцию. Хочу быстрее дооснастить кузницу и привести все в порядок, чтобы младшие соклубники могли приходить и заниматься кузнечным делом.
Поначалу заказов было немного - о новой кузнице никто ничего не знал. Вскоре, благодаря социальным сетям и «сарафанному радио» весть о новом елецком кузнеце с редкой специализацией быстро разнеслась по округе и сейчас заказов «хоть отбавляй».
- Основных направления в моей работе два: славянские и скандинавские доспехи раннего средневековья с 9 по 11 век и европейский доспех 14 века, - выколачивая умбон для щита, мимоходом рассказывает Сергей. - Более поздними веками пока не занимался, там уже идут полные латы, а для этого нужно умения поднабраться и чувство формы иметь. Членам клуба делаю доспехи по себестоимости и они всегда в приоритете, т.к. это инвестиции в развитие клуба, а чем сильнее клуб, тем больше «новобранцев».
Как правило, все доспехи делаются на заказ и готовые изделия в кузне не задерживаются, а сразу уходят хозяевам. Но в этот раз у Сергея на стеллажах нашлось несколько готовых шлемов, наручи, поножи и другие элементы защиты, терпеливо ожидающих своих счастливых владельцев. Все это великолепие Сергей долго демонстрировал и подробно рассказывал о каждом изделии.
Кроме доспехов Сергей делает различный исторический антураж, необходимый для работы клуба: крючья, петли, бытовые предметы. Большая часть ручного кузнечного инструмента в мастерской тоже сделана им с некоторыми особенностями, необходимыми в «доспехостроении». На базе и в кузнице еще много работы, поэтому попутно приходиться варить и резать металл, возвращаясь к когда-то давно полученной специальности.
- Свою работу я люблю и каждый заказ для меня важен, – демонстрируя шлем с увлечением говорит мастер. – Но особенно интересны те заказы, которые я на данный момент не могу выполнить технически, т.е. навык, знания и опыт есть, но оснащение мастерской не позволяет сделать. Это, так сказать, моя творческая мечта и ближайшие планы на будущее.
Еще в планах у Сергея поработать в более традиционном стиле: сделать инструменты по старинным чертежам, получить в кузнице плавку кричного железа и выковать из него какую-нибудь «полезную вещицу». Всеми своими знаниями мастер с удовольствием поделиться с будущими учениками, набор которых уже не за горами.
Кузнецы всегда были закрытым мастеровым сообществом: селились на краю деревни, не делились секретами своего мастерства, считались колдунами. Современные повелители огня и металла восстанавливают и хранят традиции кузнечного дела, но в отличии от древних мастеров, они открыты для людей и готовы научить работать со сталью любого желающего. Будем надеяться, что с такими энтузиастами, как Сергей Михайлов, Елец в скором времени будет известен не только платками и гармонью, но и школой ручной ковки.
Евгений Героян
Фото автора