Второе дыхание елецкой гармони
В паре часов езды от моего родного Липецка есть город Елец, где пару раз я бывал по делам – спешно, ничего толком не повидав. А ведь он старше Москвы и там много интересного! Осенью 2014 года мне наконец-то удалось съездить туда как туристу.
При слове "Елец" в голове всплывают три бренда города: елецкие кружева, гармонь и водка (привет из 90-х!). Сначала я ехал посмотреть кружева, посетить Музей народных ремёсел и промыслов. Но так иногда бывает – ищешь одно, а находишь совсем другое –более ценное.
Кто ищет, тот всегда найдёт
И вот я на улице Ленина, прямо в центре Ельца, у Музея народных ремёсел и промыслов. Но очередь из автобусов и скопление туристов на улице подсказывали, что спокойно и без спешки посмотреть на шедевры елецких ткачих и прочие экспонаты, несущие на себе печать времени, мне вряд ли удастся.
Решив всё-таки попытать счастья, я занял очередь и пошёл прогуляться вокруг. Ноги сами привели меня в неприметный внутренний дворик музея. Во дворе – дверь с монументальной табличкой из металла "Мастерская по реконструкции и изготовлению елецкой рояльной гармони". На плече фотоаппарат, а уверенность – она всегда со мной. Я постучал в дверь.
Мне открыл парень лет тридцати, представился Константином Матюхиным. Сказал, что мастерскую открыли с братом и отцом недавно, решив возродить традиции старых мастеров и продолжить дело, начатое предками. На слова "старые" и "мастера" я реагирую моментально – мне очень нравятся разные древние вещи и технологии с богатой историей. Так что Костя и его мастерская сразу стали для меня объектом пристального и неподдельного внимания.
А помнишь, как всё начиналось...
Внутри мастерской – несколько комнат. Самая большая служит и приёмной для гостей, и основным сборочным цехом, и складом. В комнате светло и тепло, приятно пахнет деревом и натуральными красителями. Вдоль одной стены – стеллаж, на котором десятки самых разнообразных гармошек, вдоль другой – бесчисленный инструмент: струбцины, лобзики, сверла и ещё что-то самодельное назначения непонятного. В центре комнаты – верстак с разобранными гармошками, деталями, запчастями и прочими "расходниками".
Но это сейчас в мастерской так всё красиво и аккуратно. А началось всё с тесного гаража Ильи, старшего брата Константина, где делали основные черновые операции, придумывали новые приспособления, складировали материалы и запчасти. Доводили до логического завершения работу, как правило, дома, в спокойной обстановке. Сюда, в новую мастерскую при музее, переехали только пару лет назад. Помогла с новосельем городская администрация. Большую помощь оказал и мэр Ельца Сергей Алексеевич Панов, выделив средства для ремонта и восстановления здания. Очень многое "рукастые" мастера сделали своими руками.
– Стало гораздо удобнее – здесь всё в одном месте и намного просторнее, – говорит Константин. – Многое ещё надо обустроить, но и немало уже сделано... Верстаки сами смастерили, станки за свои деньги покупали.
Станки... Краем глаза замечаю в соседней комнате несколько мелких настольных станков и край станины какого-то тяжёлого оборудования. Пока Костя мне рассказывает о мастерской, присматриваюсь: внутреннее чутьё и образование в области технологии машиностроения мне подсказывают, что это станок с ЧПУ (числовым программным управлением). При ближайшем рассмотрении оказывается, что это станок для лазерной резки дерева и гравировки!!! Оказывается, изготовление гармоний – высокоточный технологический процесс. Однако, неожиданно...
У каждого свой путь
В мастерской Матюхины проводят всё свободное время, которого немного из-за занятости по основному месту работы: Константин с октября 2014 года – директор музыкальной школы № 1 (школы, которую сам окончил и в которой учились его брат и отец), Николай Афанасьевич – начальник инструментального цеха Лосиноостровского электротехнического завода (бывший Елецкий электромеханический завод), Илья учится и работает.
Матёрые "технари" разбираются в гармошках не только на уровне "собрать-разобрать", чтобы сделать инструмент с красивым звучанием, важно не только знать технологию изготовления, но ещё и уметь слышать и "чувствовать" гармонь, а для этого нужно обязательно играть на ней.
Все представители рода Матюхиных по мужской линии как минимум в пяти поколениях (кто первым взял в руки гармонь доподлинно не известно) играют на елецкой рояльной гармони. И не просто абы как, а так, что слушатели забывают обо всем на свете.
Афанасий Иванович (дед нынешних Кости и Ильи) был самым известным в Липецкой области гармонистом. Играть научился от отца-кузнеца и намного превзошёл его в мастерстве. Он освоил все виды гармоней и виртуозно играл на любой. Без Афанасия не обходился ни один праздник или концерт в городе. Говорят, когда Афоня играл частушки, зрителей срывало с мест, а ноги сами пускались в пляс.
- Он и гармонь были не разделимы, – вспоминает об отце Николай Афанасьевич. – Как-то задали ему вопрос: "Чего больше всего боишься?" Он ответил: "Боюсь не наиграться на этом свете". Он утром в рабочий день хоть немножко, чтобы соседей не тревожить, да поиграет. В обед есть не сядет, пока хоть десять минут не разомнёт меха. Ну а вечером и в выходные – это уже святое. Даже говорили про него: "На Строителей мужик живёт, сутки напролёт играет".
Хорошему музыканту — хороший инструмент. Потому и несли Афанасию гармошки со всей округи. Кто-то отдавал свою, что-то приносили родственники умерших мастеров, мол, тебе нужнее будет. Потихоньку собиралась коллекция раритетов, которые Афанасий реставрировал, давая инструментам вторую жизнь.
В музыке у каждого свой путь. Все потомки Афанасия Ивановича на редкость талантливые, но каждый свою любовь к музыке реализовал по-своему.
– Музыка – это наш природный дар на генном уровне, – рассказывает Николай Афанасьевич. – Играть я начал немного позже двух лет на "хромке", так что где-то в два с половиной года "матаню" уже играл правой рукой (гармонь большая, мне её держали), а в четыре года я уже играл нормально двумя руками. В основном играл на "хромке", но и за рояльную гармонь иногда брался, у отца брал. Он всё хотел сделать из меня музыканта, но не получилось: Бог талант мне дал, а желание забыл. Потом отец всё-таки решил меня в музыкальную школу хитростью отдать. Помню, он приехал и говорит: "Сынок, сейчас набор в музыкальную школу идёт, поехали. Сдашь – будешь учиться, не сдашь – ничего страшного". Мы собрались и поехали, как раз в этот день там было прослушивание. Пришли через день, посмотрели результаты экзамена – три пятёрки (память, ритм и слух). Ну вот и пришлось мне учиться. Учился шутя, и терпения у меня хватило только на школу. Закончил её в 72-м году. В училище не пошёл, хотя меня брали без экзаменов – тянуло к технике.
Справка
Матаня — это наигрыш, который являет собой нерасчленимую композицию, предполагающую музицирование «под пляску» с исполнением частушек. (https://ru.wikipedia.org)
– Когда маленький был, пробовал играть на "хромке" мелодию, которую показал отец, – вспоминает уже Константин . – А серьёзно играть начал, когда пошёл в музыкальную школу. Помню, пололи картошку (лет восемь мне было), и родители нам с братом говорят: "Может в кружок вас какой записать? Давайте в музыкальную школу?" Мы согласились. Класса гармони в музыкальной школе нет, записали на баян, поскольку он родственный гармошке инструмент. После музыкальной школы встал вопрос, куда дальше поступать после окончания общеобразовательной школы. Ну и как-то само собой получилось продолжить музыкальное образование. Поскольку результаты в этом направлении были хорошие, поступил в Ельце в училище искусств имени Тихона Николаевича Хренникова , сейчас это колледж. После среднего музыкального образования – надо высшее получать, и я поступил и окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. Сейчас отучился в аспирантуре и надеюсь защитить кандидатскую диссертацию... Всё это время я гармонь в руки не брал – играл на баяне. Дед по этому поводу сокрушался – некому было передать опыт и знания. Мы тогда не понимали этого и только сейчас стали осознавать, насколько упущено время. На гармони я играю полтора года. Как начали заниматься ремонтом гармоней, так и начал потихоньку играть. Подремонтируешь инструмент, надо попробовать, как он звучит. Так вот сам собой процесс обучения и пошёл. Опять же, одно дело послушать инструмент, а другое играть настоящие мелодии, которые из народа вышли. Пришлось учиться. А у кого перенимать опыт? У гармониста с другой деревни? Зачем? У меня дед играл. Дедушкины наигрыши стал "снимать" и ловить основные моменты. Вот так вот и пошло.
Справка
Хромка — разновидность русской двухрядной гармони. (http://ru.wikipedia.org/)
Жаль, не получилось пообщаться с Ильёй – он сейчас учится в Московском государственном университете путей сообщения. Получил среднее музыкальное образование, но решил стал техническим специалистом. В свободное от работы и учёбы время, как и брат с отцом, занимается ремонтом гармошек в мастерской и, конечно, играет… В октябре 2014 года, с Константином, на конкурсе в Твери они заняли первое место.
Сокровища на стеллажах
Основной профиль работы мастерской - ремонт елецких рояльных гармоней, но и обычные "хромки" мастера тоже реставрируют. Аккордеоны и баяны у них тоже "частые гости". Через мастерскую проходит много инструментов, и иногда попадаются очень интересные экземпляры, настоящие раритеты от местных "страдивари", порой с вековой историей.
- Один из самых старых и интересных инструментов, прошедших через мои руки была гармонь возрастом 91 год мастера Черных, – вспоминает Константин. – Это был один из лучших мастеров Ельца, он возглавлял артель "Красная гармонь". У него было свое клеймо – знак высшего качества среди мастеровых людей. На этой гармони тоже внутри клеймо стояло, и на каждой планке было выбито имя мастера. Инструмент был хроматический, и в левой руке у него было больше клавиш, чем у гармошек, которые получили более широкое распространение. Это был, видимо, один из тех экземпляров, на которых мастер хотел показать свои возможности и умение, но на таких инструментах обычно не играли: очень уж тяжелыми они получались. С обычной гармонью можно всю свадьбу отыграть и по деревне походить весь день – инструмент всего 2-3 килограмма весит. А с этими уникальными экземплярами такое не пройдет – они в несколько раз тяжелее и через пару часов уже будет болеть плечо и спина. Но инструмент очень приятно было держать в руках – легендарная вещь.
Начинаем осматривать весь стеллаж с инструментами и Костя, как в музее, рассказывает о самых примечательных "экспонатах". Ощущения от демонстрации неповторимые, их сложно описать словами, тут надо видеть и слышать (Константин играл на каждом представляемом инструменте).
Пока мы осматривали мастерскую и гармошечный винтаж, к Косте пришел посетитель – забрать свой музыкальный инструмент. Несмотря на выходной день, работа не прекращается. Костя решил немного настроить "голоса" гармони под манеру игры заказчика. Процесс подстройки "голосов" неторопливый, таинственный и почти магический – всё делается вручную, как и много лет назад!
– С современными технологиями детали инструментов теперь можно делать гораздо быстрее и на звучании hi-tech никак не сказывается, – делится секретами Константин. – Если бы у мастеров были тогда такие же возможности, они ими, безусловно, воспользовались бы. Но вот «голос» наклепать и настроить никак, кроме как вручную, не получится. Как это делалось раньше, так сейчас и делается. Подгонка "голоса" в проём – тоже традиционно ручная работа.
Справка
Голос гармони – это самый важный из всех частей гармони элемент. Представляет собой полосу из тонкого листового металла, которая закрывает прорези в металлической планке. Мех подаёт воздух на металлические планки с наклепанными на них голосами и они колеблются под действием струи воздуха, рождая звук. Чем меньше зазоры между голосом и планкой и чем эластичнее материал голоса, тем отзывчивее на игру инструмент. Для планки с голосами необходимо было владеть навыками кузнечного дела и иметь необходимые материалы, именно поэтому частенько первые гармони изготавливали кузнецы и оружейники.
Мне повезло – хозяин ремонтируемой гармони, Анатолий Иванович Афанасьев, оказался очень общительным и радушным человеком. Пока мастер заканчивал настройку, мы разговорились.
– Эту гармонь воронежские мастера делали, – рассказывает Анатолий Иванович. – Ей годов шестьдесят. И Костя полностью сделал «капитальный ремонт»: меха, механику всю отремонтировал, настроил. Я очень доволен работой – мастеров сейчас почти нет, а он очень хорошо соображает.
Но вот все работы завершены, сыграны пробные пассажи на восстановленном инструменте, и хозяин сияет от счастья – инструмент звучит идеально. В мастерскую заходит Николай Афанасьевич и одобрительно слушает – он явно доволен и горд работой сына. Жаль, насладиться игрой долго не получилось. Хозяин забрал готовый инструмент и уехал.
От мечты до дела – один шаг
Планы у Матюхиных амбициозные: наладить производство елецких рояльных гармоней собственного изготовления. Тут уже размах выходит за рамки "гаражного" хобби, речь, можно сказать, идёт уже о собственном серьёзном деле. Спрос есть, руки на месте, опыт имеется, энтузиазм зашкаливает. Не хватает пока только времени. Но с этим помочь сыновьям берётся глава семьи.
– Вот скоро на пенсию выйду, будет больше возможностей, и начнём здесь выпускать новые гармошки. Ну а пока только в основном ремонтом занимаемся, – объясняет Николай Афанасьевич.
P.S.
В общем, до елецких кружев и уж тем более до елецкой водки я тогда так и не добрался. Зато сделал много хороших фотографий, познакомился и пообщался с увлечёнными профессионалами, насмотрелся на вещи с историей, узнал много нового и интересного о таком привычном инструменте, как гармонь.
Тема гармошек оказалась совсем не скучной. Лавры градообразующего бренд "елецкая гармонь" оправдал на 100 % – в городе много хороших гармонистов и много любителей послушать и потанцевать под игру на этом замечательном музыкальном инструменте. Ну и самое главное – очень приятно, что есть у нас такие люди, которые не помешаны на деньгах. Они передают свою "безумную" страсть из поколения в поколение и делают своими руками фантастические вещи. Пока есть на просторах России такие умельцы, ещё долго будет звучать задорный голос елецкой роялки.
Автор: Евгений Героян
Фото автора.