Фраза «покорение Эльбруса – дело простое» играет злую шутку с искателями приключений. Чем чаще её слышишь, тем проще кажется визит на высочайшую точку Европы, чуть ли не прогулкой в тапочках. Однако это гора, и гора опасная именно в силу недооценки рисков: каждый год здесь гибнут и новички, и профи. Нынешним летом двое наших коллег решили покорить пик, «случайно» приурочив поход к Году экологии. Для обоих это первый опыт горного туризма.
Прицел на вершину
Даниил Плаксиенко и Сергей Порошин – инженеры по добыче нефти и газа на ГП-9. Как коллеги знакомы много вахт, а с прошлого года и вовсе работают в одном кабинете.
Даниила уговорил на покорение вершины родственник – профессиональный альпинист и горный инструктор. Собралась своя компания, без посторонних. И все новички. Это и подкупило Сергея, который с женой собирался «при случае» посетить Эльбрус, но не думал, что «случай» будет настолько реальный и привлекательный. А тут ещё и вахтовые графики совпали.
Несколько месяцев тренировок, кардионагрузки, изучение матчасти. Кроме того, решили, что на вершине надо поднять флаг Общества, если получится подняться самим.
Без кислорода кисло
Главная «прелесть» прогулок над облаками – это горная болезнь (она же высотная). Штука крайне неприятная, во многом индивидуальная. Если накроет, то прочие тяготы в виде стёртых и усталых ног, тяжёлого рюкзака, вязкого снега и ослепляющего солнца умножаются в разы. Одышка, головная боль, тошнота, упадок сил и апатия – нормальное дело для новичков, чьи организмы не привыкли к низкому содержанию кислорода в высокогорном воздухе.
Традиционное решение – акклиматизация. По факту – это серия простых походов на небольших высотах.
– В Южном Джантугане разбили базовый лагерь. Высота 2 350 метров. Каждый день ходили в походы. Поднимались в горы. Утром покидали лагерь, вечером возвращались, – рассказывает Даниил Плаксиенко. Приэльбрусье достаточно популярно у туристов. И, к сожалению, самые посещаемые места легко опознать по замусоренности, особенно на местах стоянок.
Бутылка на склоне
– Каких-то экологических планов у нас не было, но мы просто не смогли пройти мимо, глаз резало. Печально видеть, что среди такой красоты люди оставляют после себя отходы, – рассказывает про стихийный субботник Сергей Порошин. – Поэтому мы всей группой сначала мусор собирали в мешки, а на обратном пути захватили и спустили вниз, к базовому лагерю, где его можно было сложить в специальные места.
Природоохранная деятельность для инженеров по добыче – элемент рабочего процесса. Кроме технологии они несут ответственность за учёт того воздействия, которое оказывает производство на окружающую среду, и точно знают, сколько отходов производит газовый промысел, как они утилизируются. Для инженеров вопросы экологии – не просто набор абстрактных формул, а конкретная часть жизни как на вахте, так и дома.
– Взрослого человека тяжело переучить. На мой взгляд, тут только методом «кнута» можно изменить ситуацию, строгими штрафами. А вообще уважительное отношение к природе, к окружающей среде надо воспитывать с детства, вести просветительскую работу, подавать личный пример в том числе и своим детям, – рассуждает Сергей Порошин.
Дыхание перехватило
После трёх акклиматизационных походов группа переместилась в стартовый лагерь. Подножие Эльбруса. Место, известное как «Приют одиннадцати». 4 100 метров. Первые признаки высотной болезни. Пока лёгкие.
Вершина Эльбруса круглый год белая. Где-то внизу полыхает жаркий июль, а здесь вполне себе зима. Слепящая белизна, холод, ветер. Выход на штурм вершины – в два часа ночи, чтобы на случай непогоды наверху был запас времени для спуска и не пришлось возвращаться по темноте. Или вовсе ночевать, что крайне опасно. Красоту гор и звенящую чистоту воздуха тяжело описать словами, да и фотографии мало передают объём и масштабы. Но движение вверх – это не только природные красоты.
– В штурмовой группе было семь человек. Один вывихнул колено на акклиматизации и не пошёл на восхождение. Мороз – минус пять-шесть. Двигаемся медленным-медленным шагом, светим фонарями. Голова болит, тошнит, ноги не идут, вязнут. И где-то на высоте 4 800 метров уже началась борьба с самим собой, всё внутри говорит: надо идти обратно… Всем было плохо, кроме нашего проводника. Он один был хорошо акклиматизирован, – вспоминает Даниил Плаксиенко.
Инженеры признают, что недооценили изматывающее и демотивирующее воздействие высотной болезни.
«Ямбург» на Эльбрусе
Эльбрус – «двугорбый», у него две вершины – Восточная (5 621 м) и Западная (5 642 м). Между ними, на 200 метров ниже, находится так называемая седловина. Отсюда началась самая сложная часть пути. Рассвело, но появилась новая сложность – непогода.
Однако ещё до седловины идёт сложный, узкий, опасный участок – «косая полка», где довольно тяжело возвращаться назад в силу встречного «трафика», поскольку ранним утром достаточно много людей поднимается на гору.
Плюс наверху ждёт метель, туман. Взвесив все за и против, Сергей Порошин решил, что для него Эльбрус останется пока вершиной непокорённой. Больше недооценивать гору было нельзя. Вышедшие на седловину участники группы тоже колебались. Но по радио сообщили, что на самой вершине погода ясная. Двинулись дальше.
– Неописуемое состояние, когда мы вышли из метели, и вдруг сразу стало ясно. Оставалось метров пятьсот, уже и люди виднелись на вершине. И это расстояние по небольшому уклону я шёл минут тридцать. Иначе никак, – говорит Даниил Плаксиенко. – Наверху было много иностранцев: все обнимались, поздравляли друг друга… Впечатления непере даваемые!
На вершину Эльбруса принято подниматься с чем-то ценным, с каким-нибудь важным для туриста символом. Именно так флаг Общества побывал на высшей точке Европы.
Материал газеты «Пульс Ямбурга» № 33 (1284) 21 августа 2017 г.
Автор: Николай РЫБАЛКА
Фото предоставлено Сергеем ПОРОШИНЫМ и Даниилом ПЛАКСИЕНКО