Вадим Демченко для многих сотен работников ООО «Газпром добыча Ямбург» стал личным проводником в культуру безопасности. Третий год подряд преподаватель (теперь уже от корпоративного института Газпрома) проводит свои тренинги, рассказывая уже не только о первоосновах данной темы, но и затрагивая более сложные материи – конкретные инструменты. К нему на встречи идут, вооружившись скепсисом, а выходят как минимум в глубоких раздумьях. Мы побеседовали с Вадимом Демченко о реализации проекта развития культуры безопасности, рекомендациях будущим тренерам и грядущих переменах.
– Вадим, каким темам вы уделите внимание в эти дни на Заполярном месторождении?
– Буду обучать, как проводить поведенческий аудит безопасности (ПАБ) и как правильно идентифицировать риски. Также продолжу знакомить с основами культуры безопасности руководителей.
– ПАБ ведь совсем новая тема?
– Да. В ООО «Газпром добыча Ямбург» запущен с нынешнего года. Я на первых же встречах прошу оценить участников обучения пользу ПАБ. Изначально она далеко не всем понятна, многие думают, что это очередная проверка… Но поведенческий аудит – это не столько проверка, не столько инспекция, а прежде всего общение. ПАБ – это инструмент лидера, человека, который правильно понимает культуру безопасности и своим примером приверженности принципам безопасности показывает работникам приоритет в работе. Конечно, существующий менталитет плохо принимает новинку. Как это можно никого не наказывать, да при этом ещё и хвалить?
– В будущем ожидаются курсы по новым темам?
– Да, до конца года пройдёт обучение для внутренних тренеров по развитию культуры безопасности. Две группы будут.
– Чем-то обучение тренеров отличается от обычных ваших занятий?
– Конечно, у внутреннего тренера как инструктора немного другие компетенции. Их развитие можно поделить на три блока. Первый – это обычное погружение в тему культуры безопасности. Прежде всего для тех, кто его не проходил. Второй – специфика обучения взрослых, андрогогика, целеполагание и аргументы. Есть известная всем педагогика – обучение детей. А есть андрогогика – обучение взрослых. Тут свои нюансы. Например, ребёнок будет воспринимать любую новую интересную информацию, даже если она ему не нужна. Взрослому же необходимы рациональные доводы – зачем именно ему нужна именно данная информация.
Тогда ему проще будет её воспринять. И третий блок – непосредственно тренерские навыки, методики проведения обучения и разные техники – от работы с флипчартом до убедительной риторики выступлений. Ведь акцент внутренние тренеры делать будут на вовлечение и изменение отношения работников к безопасности.
– Что можете посоветовать будущим тренерам и прошлым «студентам» для того, чтобы освежить в памяти тему культуры безопасности? Какие книги, фильмы, сайты?
– На встречах и семинарах я раздаю материалы, так что можно обратиться к ним. Если же нет… С 1980-х годов больше всего продвинулись в вопросе изучения и развития культуры безопасности в атомной отрасли. Думаю, можно использовать их материалы. Прочитать хотя бы по диагонали. Найти их в интернете при желании совсем несложно.
– А есть какая-то книга, где всё основное собрано под одной обложкой?
– Базовых учебников по культуре безопасности на русском языке, к сожалению, нет.
Точнее есть, но только в атомной отрасли. Необходимость создания такого пособия назрела. Поэтому я планирую в следующем году с коллегами из Росатома написать и выпустить универсальный учебник.
– Сколько работников от нашего предприятия всего прошли обучение на ваших семинарах?
– Если считать вместе с первыми семинарами для проектной группы в 2016 году, то человек 500, наверно. Часть из них приходили повторно, обучались по другим темам – по ПАБ или идентификации рисков. Их где-то процентов пятнадцать.
– Как дальше будет развиваться проект по культуре безопасности? Обучение продолжится?
– Мне одному, конечно, всех не обучить. Это просто нереально. Именно поэтому и проходит обучение внутренних тренеров из числа работников. Только так можно обеспечить максимальный охват. О дальнейшей судьбе проекта, пожалуй, вопрос не совсем ко мне, а к кураторам от предприятия. Но рано или поздно проект как отдельно взятая величина закончится, и тема культуры безопасности перейдёт в русло обычной, отлаженной работы.
– Со стороны уже виден какой-то прогресс? Меняются ли люди, их отношение к вопросам безопасности?
– Для нормальной оценки нужно проводить соответствующее исследование, фиксировать и управлять изменениями. Мне трудно со стороны увидеть весь ход проекта. Но люди на встречах рассказывают, что изменения происходят, да. Водители за рулём перестают говорить по телефону, коллеги пристёгиваются, держатся за перила... Вообще больше рационального и позитивного понимания стало в вопросах безопасности. И не только на работе, но и за её пределами. В квартиры покупают огнетушители, например. Из бардачка выбрасывают заглушки для замков ремней безопасности.
– Вы начинали как тренер консалтинговой организации, а сегодня уже работаете от образовательного учреждения «Газпром корпоративный институт». С чем связана смена статуса?
– Надо понимать, что работником корпоративного институт я не являюсь. Меня наняли именно для обучения культуре безопасности. И у Газпрома есть интерес, чтобы программы подобной тематики поставить на поток, уже предлагать в обычном режиме для всех дочерних обществ, не только отдельных.
– То есть опыт компании «Газпром добыча Ямбург» здесь достаточно прогрессивный?
– По сравнению с другими «дочками» Газпрома – у вас охват проектом и обучением работников гораздо больше, и прогресс более серьёзный, конечно. Несомненно, он будет учитываться при составлении корпоративных программ всего Газпрома.
Материал газеты Пульс Ямбурга No 28 (1328) 18 июля 2018 г
Беседовал Николай РЫБАЛКА
Фото автора