В Воронеже есть очень необычное место – «Музей забытой музыки». Его идейный вдохновитель, хранитель фондов и главный экскурсовод – слесарь-инструментальщик Сергей Плотников. Свое увлечение музыкой и историей он сделал делом всей жизни и превратил мечту в волшебное собрание артефактов, где каждый может прикоснуться к звукам ушедших времен. Посещение музея перевернуло мое понимание о музыке и музыкальных инструментах кардинально!
Первый взгляд
С «Музеем забытой музыки» и ее бессменным руководителем я познакомился на историческом фестивале «Данбург». Сергей Иванович непринуждённо общался с публикой и весело зазывал на свое мини-представление, в процессе которого каждый мог почувствовать себя средневековым музыкантом и поиграть в импровизированном оркестре. Магнетизм и природное обаяние Сергея Плотникова, оригинальность выездной экспозиции сделали свое дело, и вот я при первой возможности мчусь в Воронеж – постоянное место дислокации музея.
Экспозиция располагается в здании городского центра культуры Воронежа. Около сотни музыкальных инструментов аккуратно расположились на стенах и полках уютного выставочного зала. Гусли, жалейки, сопелки, балалайки, рожки всех мастей, колесные лиры и даже шарманка… Большая часть из них относится к исчезнувшим музыкальным инструментам и почти не используются в обычной жизни, разве что реконструкторами. Тут же рядом небольшая мастерская, поэтому в зале витает приятный аромат свежеструганного дерева, льняного масла и кожи. Все это создает неповторимую атмосферу «сказочности» происходящего во время представления.
Еще раз повторюсь – музей очень оригинальный, и поэтому тут не экскурсии, а представления, во время которых Сергей Плотников рассказывает о каждом инструменте, исполняет народные песни и предлагает всем желающим проявить свой музыкальный талант в группе или поодиночке.
– Музей живой – рассказывает Сергей Иванович. – Многие ведь приходят ко мне с намерением посмотреть на экспонаты, которые висят на стенах с надписью и табличкой. Это такой стереотип музея. А тут оказывается все музыкальные инструменты действуют, звучат, на некоторых можно поиграть… И людей это привлекает.
Самое главное – начать
А началось все в 2002 году, когда жена Сергея Ивановича подарила ему книжку, в которой были чертежи и инструкции по изготовлению музыкальных инструментов. Она хотела, чтобы муж изготовил пару трещоток и сопелок для детского летнего лагеря с этнографическим уклоном. Так вроде и не тяжело, все инструкции есть, да и в работе всегда пригодится. «Заказ» в итоге был выполнен, но первым экспонатом музея мастер считает волынку.
– Я решил, что сейчас все по книжке сделаю, и у меня будет волынка, – вспоминает Сергей Плотников. – Но на деле оказалось гораздо сложнее. Вроде все правильно делаешь, а она никак не играет. Доводили с коллегой до ума долго, около полугода.
На момент создания волынки Сергей Иванович работал в школе-интернате № 1. Его новое увлечение с энтузиазмом разделили воспитанники и на уроках труда стали делать гусли, гудки и другие народные инструменты, некоторые из которых пополнили коллекцию мастера и до сих пор занимают достойное место в экспозиции музея.
Сергей Плотников признается, что о музее как таковом поначалу и не думал. Было интересно заниматься изготовлением музыкальных инструментов, общаться с другими мастерами, открывать для себя что-то новое. К тому же после создания волынки и ее демонстрации быстро нашлись единомышленники-энтузиасты. Тогда и решили вместе создать группу.
– Когда я волынку сделал, мы организовали группу «Травень» – обнимая любимую колесную лиру, вспоминает Сергей Плотников. – Играли шотландскую, ирландскую, шведскую и русскую инструментальную музыку. Подбор инструментов был интересный такой: балалайка, флейта, джамбей (африканский барабан) и волынка. Состав оригинальный, пользовался большой популярностью.
Судьбоносное решение
В составе группы и лично Сергей Иванович выезжал на исторические фестивали с выступлениями и демонстрациями. Общение с этнографами и другими мастерами на подобных «съездах» приносило позитивные плоды: коллекция мастера-самоучки значительно разрослась и уже не влезала в один чемодан, так что путешествовать приходилось отнюдь не налегке. После одного из таких концертов и состоялся решающий разговор.
– Выезжая на Рамонский родник, на фестиваль, – вспоминает Сергей Иванович, – я вывозил с собой несколько музыкальных инструментов: волынку, колесную лиру, гусельки, несколько духовых… Народ от нас не отходил. Жена тогда мне говорит: «Сережа, интерес у народа огромный, надо делать музей!». В конечном счете я с ней согласился.
Сначала музей обосновался в ДК железнодорожников, но там он проработал два года, а потом уже переехал в городской ДК. Расположение музея очень удачное – центр города, городской ДК знают все. Как говорит Сергей Иванович, «… посетители идут волнами…», т.е. количество посещений зависит от времени года. Видимо, я как раз попал на одну такую «волну»: пока мы вели беседу и рассматривали инструменты, на разные дни недели с экскурсиями записались три группы, а в день нашей встречи у Сергея Ивановича была демонстрация для иностранных гостей. И так постоянно, усталости мастер не знает.
– У меня весенне-осенний период – фестивальный, – рассказывает Сергей Плотников. –Начиная с мая и до октября, музей находится на выезде. А зимой и осенью – это экскурсии по школам и общение с туристическими группами. В последние годы, стали активно заезжать туристы, проезжающие мимо Воронежа. Радует, что появляются группы, которые приезжают в музей не просто проездом, а специально едут из других городов побывать именно в «Музее забытой музыки».
Симбиоз опыта и инноваций
По словам Сергея Ивановича, музею в его популяризации активно помогает Интернет и развитие социальных сетей. На экскурсии записываются онлайн поодиночке или группами, делятся впечатлениями от посещений на профильных форумах и сообществах, посят фотографии, видео- и аудиозаписи. Зарегистрирован Сергей Плотников почти во всех популярных сетях, но ключевым каналом связи считает для себя «Вконтакте».
– Основная сеть, конечно, «Вконтакте», – говорит Сергей Иванович. – У меня там и личный профиль, и группа музея. Аудитория этой социальной сети в основном молодежная, но, занимаясь музыкальными инструментами, все больше убеждаюсь, что среди молодёжи у нас много людей с большим интересом к истории, фольклору и этнографии.
Также развитие информационных технологий помогает расширять экспозицию музея, пополняя ее новыми экспонатами и внося изменения в уже имеющиеся музыкальные инструменты. По словам Сергея Плотникова, сейчас появляются новые оцифрованные источники в открытом доступе и не обязательно идти в архив, чтобы добыть нужную информацию. Да, нужно потратить время, чтобы все пролистать, почитать и просмотреть, но экономия, по его мнению, все равно огромная.
– Всегда интересно что-то «откапывать», – оживляется мастер. – Например, сдвоенные струны на гуслях. Я всегда считал, что это мое изобретение и на меня поругивались те же этнографы, мол, не было такого. Но оказалось в 1908 году в Санкт-Петербурге жил Федот Артамонов, который тоже делал такие гусли. Так что я последователь Федота Артамонова (смеется).
Мастер много рассказывал об истории развития и возникновения народных музыкальных инструментов, о некоторых технологиях изготовления и секретах. Хотя как таковых, по словам Сергея Ивановича, секретов нет – все предельно просто.
- Инструмент потому и называется «народным», потому что делали его обычные люди и играли на нем тоже не профессионалы, - осматривая кусок доски, рассказывает Сергей Плотников. – Все, что не шло на половицу, а в печь было кинуть жалко, из того и делали.
Подтверждая свои слова, Сергей Иванович примерно за час с небольшим из осмотренного им куска доски сделал гудок, тут же натянул струны на колки и сыграл задорную мелодию! Вот так вот, буквально «на коленке», родился музыкальный инструмент очень популярный в XVIII веке среди скоморохов и матросов. Волшебство, да и только!
Немного о планах
«Музей забытой музыки» активно развивается, а его создатель поставил перед собой цель – сохранить для потомков звучание прошедших веков. В этом ему активно помогают коллеги-энтузиасты и последователи.
- Моя задача сейчас – пробуждать интерес в людях к народной музыке и народным инструментам, – делится планами на будущее Сергей Иванович. - Он есть, постоянно увеличивается, и я это вижу. Еще пару лет я хочу поездить по фестивалям. В планах «освоение» северных регионов. А потом, перед уходом на пенсию, буду добиваться того, чтобы музей носил название «Воронежский музей забытой музыки» и был отдельным музеем с выделенным зданием. Чтобы была более просторная мастерская и выставочный зал. Последователи у меня есть, они готовы принять музей и продолжить мое дело.
Будете в Воронеже – заезжайте в «Музей забытой музыки» и окунитесь с головой в водоворот звуков наших предков!