«Стонали стропила натяжней струны»

Межрегиональная профсоюзная организация «Газпром профсоюз» с глубоким прискорбием сообщает о смерти Алексея Григорьевича Павленко, значительную часть своей жизни посвятившего нефтегазовому комплексу страны, работавшему в Обществе «Газпром добыча Надым». Пусть доброй памятью о нем сегодня послужат воспоминания Нины Затолочиной из книги «Звезды Ямала»:

 

«…Экономикой занимался Алексей Григорьевич Павленко. Он рассчитывал, сколько и какие затраты несет порт, кому какие штрафные санкции давать. Специалист он подготовленный, его не проведешь, все нюансы своей профессии знал отлично. Павленко окончил Новосибирский институт инженеров водного транспорта. Отслужил в армии и, демобилизовавшись, в декабрьские морозы с женой, тоже окончившей этот институт, приехал в Надым. Шел 1974 год. Надым только начинал строиться.

Уникальная строительная площадка своим размахом, государственной значимостью для человека, имевшего огромное желание посмотреть неизведанные края, была самым подходящим местом для жизни и работы. Для хобби - рыбалка и охота среди неповторимой по красоте лесотундры с огромнейшим числом озер, рек и речушек. Квалифицированный специалист речпорту, несомненно, был нужен. Яскевич встретил его радушно на дебаркадере с далеко видневшейся надписью «Пристань Надым». О спокойной, размеренной жизни не говорил, пообещал много работы. Молодая семья поселилась в половине балка, чему была несказанно рада - это же свой угол, маленький, скромный, но свой. Все тогда так жили. Простор для испытаний, проявления профессиональных знаний – неограниченный. Им сполна и воспользовался молодой специалист. Для знакомства с темпами и масштабностью должность диспетчера вполне подходящая. Сразу понял, как сложна единственная дорога на промыслы месторождения, какое огромное количество грузов приходит по реке Надым, которую речники с большой натяжкой относят к судоходной. Её постоянно разрабатывали, вымывая песок, углубляя дно, на ней с весны до осени стояли земснаряды. Тупиковый порт, ориентированный только на выгрузку, и без такой техники суда могли зайти в него только весной по большой воде.

Довольно спокойная река становилась центром колоссального напряжения. Строителям шёл цемент, бетонные конструкции для возведения жилых домов, пиломатериалы, причем на весь трассовый сезон принимал трест «Севертрубопроводстрой» трубу 1420 миллиметров и поменьше диаметром, пригрузы, всегда крупным получателем оставалась Надымская база ПТОиК. Огромные и малотоннажные баржи летом и осенью шли в её адрес. Не представлялось ничего удивительного в том, что все хорошо знали речников, часто встречались по рабочим делам. Да, они не водили океанские лайнеры, но надо отдать должное, что действовали как большие профессионалы в своём деле. Они жили на берегу реки – поближе к работе, чтобы успевать трудиться в графике двенадцать на двенадцать. Павленко и его друг по институту Геннадий Мерзликин имели главное преимущество - были молоды, что позволяло им работать сутками. Ничего в этом не виделось особенного, беспокоились об основном – непременно справиться с объемами перевозок.

Они отчетливо сознавали, их пристань – ключевое звено в доставке важнейших народнохозяйственных грузов. Потому и волновались, всегда оставались требовательными. Не было настоящих в техническом понимании портовых сооружений, а временные причалы, сооруженные строительными подразделениями для себя, с трудом выдерживали нагрузку. Где могли, там и разгружали. В большом дефиците погрузоразгрузочная техника, плавучие краны были нарасхват. Спасал лишь жесткий волевой метод руководства: если простаивали или работали без особого напряжения, их просто забирали у такого грузополучателя и передавали кому нужнее. Такой график работ и поддерживал штаб по навигации. На его регулярных заседаниях присутствовали не только возглавлявший его второй секретарь А.А.Шульга, первый секретарь горкома Е.Ф. Козлов, министр газовой промышленности, руководители министерства речного флота могли в любое время оказаться на таких разборках. Дело не в статусе, который придавался их присутствием, а в значимости всего, что происходило на водной магистрали.

Павленко забывал о времени и о себе, когда случались чрезвычайные ситуации. Как-то большая баржа, груженная трубой 1420 мм, получила пробоину. Высота укладки была не меньше 16 метров, и вся эта махина ушла под воду. Бывали случаи, когда на распаузке при сильной волне переворачивало баржи, краны. Гораздо позднее, когда уже осваивалось Ямбургское месторождение, туда стали отправлять суперблоки для газовых промыслов. Требования в газовой промышленности к смежным отраслям в отношении технического прогресса очень жесткие. На уровне Правительства они предъявлялись по скорейшей разработке и производству к министерствам тяжелого, энергетического и транспортного, химического машиностроения, приборостроения, средств автоматизации и систем управления, аппаратуре, приборов и материалов для газовой промышленности. Эти требования вполне оправданны. Те же суперблоки, отправлявшиеся к Обской губе, ускоряли монтаж установки и сокращали сроки строительства. Очень продуманным было техническое решение об изготовлении пантонов для их доставки в далекий заполярный район. Такой блок представлял часть установки комплексной подготовки газа, под него и сооружали судно. По Обской губе ходят морские суда, крупнотоннажный флот: в семидесяти километрах от Ямбурга вода уже другая - глубокая, значит, и нет спокойствия на ней, может и заштормить. А такие пантоны с суперблоками рассчитывали перевозить по спокойной воде. Вот как-то и подвела морская волна, захлестнула его. Откачивать и доставать затонувшие блоки пришлось Павленко в первую же его навигацию. Работа не из легких. После такой аварии блоки стали размещать уже на баржах.

Карьерный рост Алексея Григорьевича Павленко был тоже стремительным, как и у всех молодых специалистов, приехавших на Север испытать себя. Диспетчер, начальник участка на распаузке судов, что проходила на тридцать втором километре реки, руководитель коммерческой службы. Набирался мудрости у талантливых организаторов производства, легендарных личностей, учился искусству управления на конкретных примерах.

Многим и довольно часто приходилось выяснять с ним отношения по поводу штрафных санкций. И, никому, даже самым опытным и маститым, ни разу не удалось сминусовать штрафы, которые заработали. Все тарифы известны, он быстро множил минуты на минуты, тоннаж на тоннаж. Речники оказывались правы, они были настоящими хозяевами реки.

Распростился Павленко с речным флотом в 1989 году, перейдя на работу в министерство газовой промышленности, в подразделение Главтюменьгазпрома, главным инженером треста «Тюменгазснабкомплект». Управлял трестом Геннадий Александрович Бакланов. Трест обеспечивал снабженческо-сбытовые подразделения главка всем необходимым газодобывающие и газотранспортные предприятия и комплектацию строящихся объектов на новых месторождениях. Тогда начиналось освоение Ямбургского месторождения, обустраивалось Новоуренгойское, Юбилейное, Ямсовейское. Работы было не просто много, а чрезвычайно много. Но Павленко был молод, работал с полной отдачей, на сон оставалось четыре-пять часов...

Не могу удержаться и не процитировать строчки поэта-северянина Альфреда Гольда, друга нашей семьи, точно отразившие обстановку того времени:

Бетонные плиты
Сгружали с барж,
На берег, в песок
Цвета спеющей ржи.
А солнце лупило!
В набеге волны
Стонали стропила,
Натяжней струны...»