Нельзя брать в лодку того, кто может её потопить

Продолжаем курс актуальных бесед на тему культуры безопасности с ведущим консультантом­тренером Вадимом Демченко

ЕСЛИ ЧИТАЕШЬ, ЗНАЧИТ, ЖИВ

Даже Евгений Онегин в романе классика русской литературы косвенно подчёркивал, как тяжело порой приживаются в реальной жизни ключевые правила безопасности, о соблюдении которых люди начинают задумываться, когда становится уже поздно:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Увы, соблюдать и уважать правила дядя заставил окружающих только тогда, когда занемог. Поразительно, но и сегодня такая проблема весьма актуальна для выстраивания безопасных производственных отношений. И это фактически чистая психология. Очень трудно человеку переломить своё сознание и ввести в жизнь, в рабочую обстановку нормы, прописанные в ключевых правилах безопасности (КПБ), а также их соблюдать.

Но если разбираться, то даже тот факт, что вы сейчас читаете эту статью в корпоративной газете Общества, говорит о том, что вы, прежде всего, живы. А для меня как тренера по культуре безопасности, значит, что до сегодняшнего дня вы соблюдали какие-то правила, которые спасли, защитили, уберегли или предупредили от необдуманных поступков в потенциально опасных производственных ситуациях.

Есть правила дорожного движения, правила гигиены, правила пожарной безопасности и прочие. В большинстве случаев вы соблюдали их осознано и добровольно, а иногда под принуждением, хотя это не очень нравится! Но вспомним, что не только страх наказания за нарушения был мотиватором их выполнения, а также желание получить конечный результат, который вас сейчас радует – как минимум вы живы и без травм.

Мы часто под дисциплиной видим принуждение и наказание. Но давайте рассмотрим ещё раз первую полезную аксиому про дисциплину.

Дисциплина по сути – это заставлять себя делать то, что, может быть, не очень нравится, но что позволяет получить полезный и важный результат.

Хочешь реже лечить зубы – чисть зубы. Хочешь защитить своё сердце и сосуды от атеросклероза и инфаркта – ешь здоровую пищу, занимайся спортом. Хочешь на работе избежать травм или аварий – соблюдай требования и правила ОТиПБ. А последние как раз «прописаны кровью» в прямом смысле.

ТЕСТ НА ЧЕСТНОСТЬ

Товарищ, ответь! Ты ходишь на работу, чтобы рисковать здоровьем или нарушать какие-либо правила? Думаю, что твой ответ «нет». Тогда почему, по мнению производственных психологов и руководителей, от 5 до 15 % сотрудников совершают осознанные нарушения, а ещё больше – откровенно рискуют при выполнении производственных операций? Ответы короткие и простые. Проверь себя: каждый ли пункт значим на все 100 %.

1. Правила надо знать!
Поэтому первое, что делает работодатель – повышает квалификацию работников и убеждается в знаниях инструкций и требований к конкретным видам деятельности. И помни: незнание не освобождает от ответственности.

2. Правила надо понимать!
Многие знают правила, но могут совершить при выполнении задания непреднамеренную ошибку из-за неправильного понимания их, и будут последствия. Хорошо, если только юридические, например, замечание, выговор, увольнение. Но бывают и физические последствия – потеря здоровья и жизни.

3. Правила надо принимать!
Тот, кто знает правила, понимает, но с ними не согласен – увеличивает риск их игнорирования и чаше нарушает! Руководитель при инструктаже должен убедиться, что вы не только знаете правила, но и с пониманием и желанием их выполните. Итоговые слова от руководителя после инструктажа: «Понятно? Распишись» – не помогают это выявить. Не понял или не согласен – не молчи, переспроси.

4. Правила надо соблюдать!
Невзирая ни на что. Нужно осознавать, что человек – существо ленивое, склонное к риску, непредсказуемое, пытающееся получить результат самым коротким путём и совершающее непреднамеренные ошибки; то, что называется «человеческим фактором». А это и есть основные причины всех травм и аварий, если игнорируешь правила.

5. Требовать соблюдения правил всеми работниками.
Потому что от их ошибок могут пострадать и другие сотрудники, и имущество компании, и окружающая среда. Вам это надо? Быть на производстве в постоянном страхе из-за действий других? Думаю, нет.

Вспомним несколько психологических законов дисциплины и санкций за нарушения.

1. Правила должны снижать риски травматизма и аварийности до «приемлемого уровня». Напомню, что наш «приемлемый уровень» – это ноль смертельных и тяжёлых травм с потерей трудоспособности. А санкции за нарушения таких правил должны быть соразмерны рискам, компетентности и ответственности. Пугать и карать увольнением за то, что работник не держится за перила (тяжесть последствий – один пострадавший, травмы лёгкой и средней тяжести) не то же самое, что увольнение водителя вахтового автобуса, который разговаривает по телефону во время движения (тяжесть последствий – групповой смертельный случай).

2. Правила одинаковы для всех, и санкции неотвратимы. Если правила, например, применяются не для всех (он же начальник, или Петрович – хороший мужик, может, простим…), то это создаёт ощущение двойных стандартов и вседозволенности – им можно, а почему мне нельзя? А если санкции не работают, то тут всё просто – авторитет лидера, внедрившего правила, авторитет гаранта соблюдения правил можно выбросить на помойку. Не правила плохие – лидер неважный.

3. Санкции должны быть своевременными. Нарушил, надо сразу наказывать. А то через некоторое время справедливость потеряет смысл, если нарушителей будут с разной «скоростью» и в разное время наказывать. Да ещё и стресс получишь от ожидания наказания.

4. Чтобы другим неповадно было – о нарушителях и санкциях надо сообщать. Тогда видно, что правила работают, авторитет лидера не падает, нарушителей нет, значит, вам спокойнее и безопаснее. Кого, за что и когда уволили за нарушение КПБ, вспомни!

5. Нет дружбы и хороших отношений на работе, на работе есть правила. «Петрович, ты мне друг, но как нарушителю тут тебе не место! Себя погубишь и меня прихватишь».

6. Нельзя скрывать нарушения. Иначе непонятно, кто нарушил, почему рисковал, а значит, не понятно, когда, где и с кем произойдёт несчастный случай с потерей здоровья или жизни. Ведь, скрывая, мы уже никак не управляем ситуацией.

7. Цели компании – охрана здоровья и жизни работников, создание безопасных условий труда. Думаю, что у тебя, мой читатель, та же цель, что и у всех – остаться живым. Так вот инструкции и правила ОТиПБ и тебе, и компании помогают в достижении общей цели – «ноль травм».

НЕТ РЕАКЦИИ – БУДУТ «ЗАКРУЧЕНЫ ГАЙКИ»

Запомните аксиому: если работник сам не хочет защитить себя от травм, то работодатель идёт самым простым путём – по наиболее значимым рискам (результатам происшествий и травм) ужесточаются правила и санкции.

Если вам не нравятся правила безопасности, то вы должны хотя бы помнить, что они появились из-за жертв, которые рисковали, и были печальные последствия. Вывод простой – будьте приверженными правилам безопасности и действуйте безопасно, тогда не будет дальнейшего ужесточения дисциплины в безопасности.

Ключевые правила безопасности – это не листочек с картинками и повторениями из стандартных инструкций. Это правила, которые должны исключить неприемлемое поведение работников в особо опасных случаях на работе, при которых могут произойти самые трагические события.

Помните, если вы прошли мимо нарушения КПБ или сами их нарушаете, то совершаете поступок, который всем должен не нравиться. Ведь, надеюсь, что все согласны с КПБ, потому что нарушения могут привести к жертвам.

Поэтому КПБ – правила, спасающие жизни. Но если они не работают, то проблема во всеобщем непонимании их важности, или в вашем безразличии, или в низком авторитете лидеров и руководителей. Если санкции не применяются или несоразмерны, то надо всем вовлечься в проблему и сформулировать такие правила, с которыми все будут согласны.

Всем принципиально важно не допустить опасных ситуаций. Видите нарушения и не реагируете – значит, либо вы некомпетентны, либо вам реально безразлична своя жизнь и судьба коллег. Сколько раз я был свидетелем, как в вахтовом автобусе водитель поднимал трубку и никто его не останавливал, хотя видели нарушения многие. Мою жизнь подвергает риску водитель, который знает КПБ, но всё равно нарушает. Я ему не дам это сделать, минимум – проведу поведенческий аудит безопасности, максимум – надо увольнять.

ГИПОТЕЗА НАПОСЛЕДОК

Простой пример, как сложно быть приверженным. На дороге выставлен знак ограничения скорости в 60 км/ч – это запрещающий знак. Но многие водители нарушают, зная, что последствий юридического плана – штрафа, скорей всего, не будет, пренебрегая потенциальной опасностью разбить машину, получить увечья или погибнуть. Ведь после 60 км/ч ваши шансы выжить в ДТП даже с пристёгнутым ремнём на сложном участке
трассы начинают стремительно снижаться. Как же сломать эту психологическую установку: готов нарушить – ведь всё равно не штрафуют – пусть ценой жизни?..

В Швеции, например, решили, что все в машине должны выжить при ДТП, и изменили ограничение скорости в городах с 55 до 45 км/ч. В итоге – ноль смертельных случаев среди водителей и пассажиров и резкое снижение смертельных случаев при наезде на пешехода.

Но, уверен, что рано или поздно приверженность культуре безопасности станет нормой поведения большинства и на производстве, и в быту. Правила должны работать до того как дядя становится опасно больным.

Чем выше приверженность безопасности работников и чем выше культура безопасности в компании, тем меньше надо жёстких правил и жестоких санкций. Для квалифицированных, приверженных безопасности и небезразличных работников – есть культура безопасности и поведенческие аудиты безопасности. Когда работники без всяких санкций вовлекаются в безопасность, повышают свою квалификацию, а лидеры показывают пример приверженности принципам безопасности.

И последнее: нужно помнить, что рядом с приверженным работником нарушитель правил безопасности будет остановлен, и с ним лучше провести поведенческий аудит безопасности, мотивируя его на безопасную работу, а вот нарушителям КПБ не по пути с нами. Нельзя с собой брать в лодку того, кто может её потопить.

 

Материал газеты "Пульс Ямбурга" № 39 (1339) 11 октября 2018 г.
Подготовил Игорь УСОЛЬЦЕВ
Фото из архива Вадима ДЕМЧЕНКО

Похожие статьи: