Дабы избежать ошибок

В ООО «Газпром добыча Ямбург» действует четырёхуровневая система административно­производственного контроля (АПК) за состоянием охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. Первый уровень АПК осуществляет каждый работник на определённом ему рабочем месте. С мая 2017 года на промыслах Заполярного месторождения внедрён так называемый чек­лист, чтобы помочь человеку не допустить ошибок, которые в итоге могут привести к фатальным последствиям. Газодобытчики ГП­2В НГДУ уже оценили данное нововведение.

Простой и надёжный помощник

Чек-листы появились в авиации – там, где много «кнопочек», а цена ошибки – человеческие жизни. Потом они перекочевали в медицину, где много инструментов, а цена ошибки всё та же. Сейчас ими пользуются практически все: бармены, бухгалтеры, программисты и даже домохозяйки.

Чек-лист (Check list – «контрольный список») – особый лист, содержащий ряд необходимых критериев для проведения проверки. Отмечая пункты в списке критериев чек-листа, работник получает сведения о состоянии проверяемого объекта. При необходимости он может разработать соответствующие мероприятия по обеспечению установленных требований безопасности.

Свою рабочую смену машинист технологических компрессоров ГП-2В Иван Трусин начинает с обхода вверенной ему территории. С мая 2017 года при себе он обязательно имеет чек-лист. Иван проверяет состояние оборудования, технологических трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры и инструментов для работы. Внешним осмотром он определяет, соответствуют ли они требованиям нормативных документов по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, технологическим регламентам.

– Мы пользуемся чек-листом каждую смену, это значительно облегчает проведение АПК, потому что держать в голове то необходимое количество пунктов, которое нужно проверить, достаточно сложно. Чек-лист позволяет систематизировать последовательность и определить требуемый объём проведения АПК, чтобы все несоответствия на рабочем месте были своевременно выявлены и устранены. По чек-листу мы контролируем состояние, наличие, количество, исправность оборудования. Это очень удобно, – говорит Иван Трусин.

Несовершенство человеческой памяти часто приводит к эффекту «всё или ничего»: если работник пропустит хоть один ключевой
момент, все предпринятые усилия могут пойти насмарку. Также сложность представляет ситуация, когда люди помнят о том, что нужно совершить, но не делают этого, потому что считают данное действие незначительным. Внедрение чек-листа способно решить эти проблемы, так как его применение предполагает строгую дисциплину, упрощает проверку и заставляет придерживаться плана выполнения всех необходимых шагов.

– Задача чек-листа не сводится к автоматизации деятельности, и он не направлен на принижение моей роли как личности, как профессионала, как исполнителя, – рассуждает Иван Трусин. – Совсем наоборот: чек-лист повышает эффективность АПК, снижая вероятность влияния человеческого фактора на его проведение.

При выявлении каких-либо несоответствий работник принимает меры по их незамедлительному устранению, сообщает о результатах АПК своему непосредственному руководителю (мастеру, сменному инженеру).

– Чек-лист в НГДУ разрабатывался инженерным составом промыслов совместно со специалистами отдела охраны труда и промышленной безопасности НГДУ, на основе рекомендаций, установленных в положении об организации АПК в Обществе. У работников на руках – бумажные чек-листы, у инженеров ГП – чек-листы в электронном виде, – поясняет Денис Кин, инженер по добыче нефти и газа ГП-2В НГДУ. – Руководитель работ на основе полученных от подчинённых данных на своём рабочем месте заполняет чек-лист и контролирует устранение несоответствий. Если выявленное несоответствие можно устранить в течение смены, мы его незамедлительно устраняем. Если сделать это не получается, оно дополнительно фиксируется в журнале по охране труда, и затем осуществляется контроль за его устранением.

От чек­листа – к культуре безопасности

С 2016 года в ООО «Газпром добыча Ямбург» внедряется проект развития культуры безопасности производства. Чек-лист – лишь первое «зёрнышко» для желанных «всходов», имя которым – нулевой травматизм на производстве. Впереди – долгий путь, состоящий из мероприятий по мотивации персонала, обучению, созданию системы обратной связи, но прежде всего – работы над собой.

– Культура безопасности – это в первую очередь личная ответственность каждого работника, – замечает Олег Дьячков, слесарь по КИПиА ГП-2В НГДУ. – Первые шаги в этом направлении уже делаются. Я вижу, что люди становятся более бдительными, отзывчивыми, неравнодушными. Чек-листы внедрены на первом уровне административно-производственного контроля. На втором уровне мы с инженерами не реже одного раза в десять дней обходим газовый промысел: они вносят замечания в журнал, я при необходимости отписываюсь в автоматизированной системе учёта замечаний и предложений по улучшению состояния охраны труда, которая внедрена нашим профсоюзом.

Олег Дьячков – уполномоченный по охране труда ППО. На эту почётную должность он был избран коллективом за многолетний и добросовестный труд на благо предприятия. Помимо него, на втором валанжинском промысле ещё пятеро уполномоченных по охране труда. Таким образом, в среднем выходит по три человека на вахту. Уполномоченные – это «проводники» культуры безопасности в массы и главные эксперты по своим направлениям деятельности.

– На то они и уполномоченные, что у них больше полномочий, – говорит Нияз Бикмурзин, заместитель начальника ГП-2В НГДУ. – Если какие-то вопросы игнорируются, не решаются на местах руководителями промысла, уполномоченные по охране труда вправе вынести их на обсуждение первичной профсоюзной организации. До этого, конечно, не доходит. Чек-листы я просматриваю каждый день через базу данных, вся информация хранится на сервере. С введением чек-листов, по моим наблюдениям, у сотрудников повысилось внимание к рабочим местам в отношении безопасности производства. Я, конечно, не могу сказать, что как только появились чек-листы и было внедрено понятие «культура безопасности», у нас на промысле сознание людей тут же круто изменилось. Да и странно было бы этого ожидать так быстро. Это достаточно долгий процесс, но результат, к которому мы придём в итоге, того стоит, ведь на кону стоят человеческие жизни.

Материал газеты «Пульс Ямбурга» № 42 (1293) 2 ноября 2017 г.
Автор: Евгения Ефремова
Фото автора

 

Похожие статьи: