Представьте, что вы увидели, как кто-то из ваших близких рискует или нарушает правила безопасности. Вы останетесь безучастным? Думаю, что нет. Вмешаетесь. Заботясь о благополучии родных людей, останавливая их нарушения или опасное поведение, вы проявляете свою приверженность принципам и правилам безопасности. У вас есть два способа вмешаться – сделать замечание или объяснить, почему безопасность важна и как продолжить выполнять свои действия безопасно. Вот только в семье это происходит из любви к близким, а на работе это делается по приказу № 1503 от 11 декабря 2017 года и называется это «Поведенческий аудит безопасности» (ПАБ).
У многих возникает вопрос – надо ли так относиться к работникам, как в семье к близким? Работник ведь сам должен понимать, что нарушать и рисковать нельзя. Нарушит – накажем, рискнёт – сделаем замечание… Однако ни один из эти способов не формирует позитивного осознанного отношения к безопасности у человека. Что могут сформировать замечание, выговор или увольнение? Страх наказания, который, вроде, должен давать «нулевой травматизм»? Но мы знаем, что это не так. Не даёт.
Так зачем появился и внедрён в Обществе инструмент культуры безопасности ПАБ? Ростехнадзор требует? Нет. Закон РФ требует? Нет. Давайте разберёмся.
Историческая справка: в XIX веке во Франции на фабрике DuPont по производству взрывчатки после серии аварий на производстве из-за халатности и неправильных действий персонала руководители приняли решение переехать с семьями в жилые помещения, которые были на территории завода (для демонстрации уверенности в безопасности), и ежедневно лично посещать производственные цеха и беседовать с работниками, интересуясь, как ведутся технологические операции, и обращать внимание рабочих на аспекты безопасности.
Суть данного решения руководителей проста – по статистике только 5,5% людей намеренно нарушают правила безопасности. В остальных случаях существуют другие объективные причины опасного поведения. Руководитель может узнать о них, лично общаясь с работниками.
А теперь попробуйте понять, какая из целей проведения ПАБ более актуальна для Общества:
1. Немедленная корректировка опасного поведения работника?
2. Демонстрация лидерских качеств и приверженности руководства вопросам безопасности?
Догадались? Наипервейшая цель – дать руководителю способ показать свою лидерскую позицию в приверженности безопасности, что в свою очередь позволяет выявлять причины и условия нарушений и опасных действий работников. А уже во вторую очередь – корректировка поведения работника и поддержка (поощрение) его правильных и безопасных действий.
Напомню, что ПАБ – интерактивный, систематический и документированный процесс, который основывается на наблюдении за действиями работника во время выполнения им производственного задания, его рабочим участком (местом) и последующей беседе между работником и аудитором. ПАБ не имеет санкционного характера и уж тем более никак не повторяет или усиливает административно-производственный контроль.
Целями ПАБ являются, кроме демонстрации лидерства и приверженности руководителя, корректировка поведения работника:
– выявление причин выполнения работы с нарушениями правил безопасности (недостаточное обучение, непонимание, невнимательность и т.д.);
– поддержка утверждённых стандартов в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) и охраны окружающей среды;
– оценка эффективности деятельности по промбезопасности и охране труда;
– выявление слабых сторон системы управления ОТиПБ на уровне регламентирующих документов, а также на организационном и квалификационном уровне;
– концентрация внимания работника на важности вопросов безопасности;
– получение информации о состоянии ОТиПБ на производстве «из первых рук»;
– повышение компетенций персонала в вопросах безопасного выполнения работ;
– привитие работнику позитивного информированного осознанного выбора в вопросах безопасности – только дисциплина и приверженность.
Этому есть подтверждения. Согласно исследованиям Американской ассоциации производственной психологии (American Psychological Association), по результатам одного года внедрения лидерских поведенческих программ уровень травматизма на предприятиях снижается в среднем на 29%. После пяти лет с начала внедрения программ уровень травматизма снижается на 72%. После семи лет и более – на 79%.
Тот, кто проводит ПАБ, не нарушает сам правила и показывает приверженность принципам нулевого травматизма. Если все работники смогут и захотят проводить поведенческий аудит с целью заботы друг о друге, то проводить ПАБ не понадобится. Угадали почему? Если никто не будет рисковать или нарушать, то ПАБ станет как бы не нужен. Хотя он всё же необходим. ПАБ – это инструмент позитивной мотивации (похвалы) за правильные безопасные действия. Ну, примерно как вы и делаете, когда хвалите своего ребёнка за правильные и безопасные действия. И сами себя ведёте правильно и безопасно, показывая, что привержены тому, чему учите детей.
Я часто по поводу ПАБ беседую с водителями такси. Мне важно ехать без превышения скорости, чтобы водитель не смотрел в телефон или планшет, сам был пристёгнут и отдал мне заглушку замка ремня безопасности, а ещё чтобы на лобовом стекле ничто не мешало обзору. Я это делаю быстро (не более 30-45 секунд при посадке), позитивно, с юмором. Нельзя же перед поездкой злить или отвлекать водителя. Просто я не поеду с водителем, если он игнорирует такие простые правила. Ведь от этого зависит моя жизнь.
Материал газеты «Пульс Ямбурга» № 33 (1333) 27 августа 2018 г.
Вадим ДЕМЧЕНКО, консультант по приверженности безопасности
Фото: Николая РЫБАЛКИ