05.02.2017
МПО "Газпром профсоюз"
Категория: Профсоюз

Ежемесячный правовой дайджест

Ежемесячный правовой дайджест - выпуск за январь 2017 г. 

 

 

 

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

Информацию о востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях можно будет получить на государственном информационном ресурсе «Справочник профессий»

«Справочник профессий» (далее - Справочник) является базовым государственным информационным ресурсом и размещается в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации».

Порядок формирования, ведения и актуализации Справочника и перечень содержащейся в нем информации устанавливаются Правительством России.

Доступ к информации, содержащейся в Справочнике, осуществляется на безвозмездной основе с использованием информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», которыми уточняется, какие периоды не будут засчитываться в срок альтернативной гражданской службы, расширяются полномочия организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также предусматривается, что при использовании гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска по уходу за ребенком ему предоставляется свободное от работы время для проезда к месту использования указанного отпуска и обратно.

Основание: Федеральный закон от 28.12.2016 № 495-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступил в силу 09.01.2017.

 

Утверждена типовая пенсионная программа досрочного негосударственного пенсионного обеспечения

Система досрочного негосударственного пенсионного обеспечения вводится с 1 января 2017 года Федеральным законом от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно указанному Федеральному закону досрочное негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется вкладчиком, являющимся работодателем по отношению к работникам, занятым на работах, определенных Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, на основании пенсионного договора (договоров) досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемого указанным вкладчиком с фондом (фондами), определенным пенсионной программой работодателя, в пользу этих работников в силу существующих между ними трудовых отношений и с их согласия.

Правовые отношения работодателя и работников, возникающие в связи с заключением пенсионного договора досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и участием в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, регулируются, в том числе, пенсионной программой работодателя.

Пенсионная программа должна включать в себя, в числе прочего:

- пенсионные основания приобретения работником (бывшим работником) права на получение негосударственной пенсии (условия для назначения негосударственной пенсии);

- условия присоединения к программе и прекращения участия в ней;

- права и обязанности работодателя и работника;

- порядок уплаты пенсионных взносов работодателем в пользу работников и периодичность такой уплаты;

- порядок учета пенсионных взносов и обязательств;

- условия выплаты негосударственной пенсии работнику и порядок такой выплаты исходя из учтенных средств на именном пенсионном счете работника и периода выплаты ему негосударственной пенсии;

- порядок реализации права работника (правопреемников в случае смерти работника) на соответствующие денежные выплаты при прекращении пенсионного договора досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе в случае реорганизации (ликвидации) работодателя, а также в случае расторжения (прекращения) трудового договора с работником независимо от основания.

Основание: Постановление Правительства России от 30.12.2016 № 1554 «Об утверждении Типовой пенсионной программы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения», вступило в силу 01.01.2017.

 

Уточнен порядок расчета среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Установлено, что средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 3.3 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установленных на 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 г. включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 г.).

Основание: Постановление Правительства России от 31.12.2016 № 1573 «О внесении изменения в Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан», вступило в силу 01.01.2017.

 

Центры оценки квалификаций: требования и правила отбора

Летом 2016 г. был принят Закон о независимой оценке квалификации. В связи с этим установлены требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по оценке и прекращения этих полномочий.

Центром может быть юридическое лицо, отвечающее ряду требований. Среди них – организационная структура, позволяющая проводить профессиональный экзамен в установленном порядке; ресурсы на праве собственности (и/или при необходимости привлеченные на ином законном основании), а также кадры, необходимые для проведения профессиональных экзаменов; интернет-сайт.

Организации для наделения упомянутых полномочий отбираются на основе заявлений юридических лиц, представляемых в совет по профквалификациям. Перечисляются необходимые для этого документы.

Основание: Приказ Минтруда России от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий», зарегистрирован в Минюсте России 09.01.2017 за № 45105, вступил в силу с 20.01.2017.

 

Жалобу по вопросам независимой оценки квалификации рассмотрят за 60 календарных дней

С 1 января 2017 года действует Положение Минтруда об апелляционной комиссии совета по профквалификациям. В документе определено, как эта комиссия рассматривает жалобы на действия или бездействие центра оценки квалификаций, который проводил независимую оценку.

Жалобу вправе подать работодатель, соискатель или иное лицо, оплатившее проведение профэкзамена. В роли заявителя также могут быть их законные представители.

В положении перечислены основания для подачи письменной жалобы. Среди них:

- несоблюдение центром оценки квалификаций порядка проведения профэкзамена;

- несогласие с решениями, которые приняты по итогам его прохождения;

- нарушение сроков выдачи свидетельства о квалификации.

Информация о возможности подать жалобу размещается в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации. Также эти данные можно узнать на сайтах центра оценки квалификаций и совета по профквалификациям.

У апелляционной комиссии со дня регистрации жалобы есть 60 календарных дней на ее рассмотрение и принятие решения.

В результате комиссия может удовлетворить жалобу полностью или частично либо отказать в удовлетворении. Согласно положению итоговое решение направляется в центр оценки квалификаций, а также заявителю по почте в течение пяти календарных дней с даты принятия.

Обращаем внимание, что податель жалобы вправе обжаловать действия или бездействие центра оценки квалификации сразу в суде, минуя апелляционную комиссию. При этом надо помнить, что обжалование в суде является основанием для отказа в удовлетворении жалобы, поданной в комиссию.

Основание: Приказ Минтруда России от 01.12.2016 № 701н «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации», зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 за № 45042, вступил в силу с 01.01.2017.

 

Утверждена форма свидетельства о квалификации, выдаваемого по итогам независимой оценки

Минтруд утвердил форму свидетельства о квалификации, выдаваемого по итогам независимой оценки, технические требования к ней, а также порядок ее заполнения и выдачи дубликата. Кроме того, появилась форма заключения о прохождении профэкзамена.

Использовать в работе названные документы должны центры оценки квалификации, которые проводят независимую оценку.

Согласно техническим требованиям в бланке свидетельства о квалификации предусмотрен QR-код. Он позволит работодателю убедиться в подлинности свидетельства, сравнив сведения с информацией из специального реестра.

Свидетельство о квалификации выдается работнику, успешно сдавшему профессиональный экзамен.

Если же работник не пройдет испытание, ему выдадут заключение о прохождении профэкзамена. Центр оценки квалификации должен выдать такой документ по утвержденной форме.

Основание: Приказ Минтруда России от 12.12.2016 N 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена», зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 за № 45071, вступил в силу с 10.01.2017.

 

Порядок разработки оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации работников и соискателей вступил в силу

В соответствии с утвержденным Минтрудом России Положением оценочные средства - это комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий и разрабатываются по наименованиям квалификаций, сведения о которых включены в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Оценочные средства разрабатываются в соответствии со структурой оценочных средств согласно приложению к Положению.

Совет по профессиональным квалификациям организует разработку оценочных средств. Определены, в том числе, содержание оценочного средства, этапы разработки оценочных средств.

Основание: Приказ Минтруда России от 01.11.2016 № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации», зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 за № 45047, вступил в силу 01.01.2017.

 

Обновлена классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска

Установление класса профессионального риска осуществляется в целях разделения видов экономической деятельности на группы, используемые при установлении размера страховых тарифов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В новом классификаторе коды по ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) заменены на коды по ОКВЭД ОК 029-2014 (КПЕС РЕД. 2), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Основание: Приказ Минтруда России от 30.12.2016 № 851н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска», зарегистрирован в Минюсте России 18.01.2017 за № 45279.

 

Утверждены перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Рострудом при проведении мероприятий по контролю (надзору)

В приказе приводятся правовые акты, применяемые Рострудом при осуществлении:

- надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- надзора и контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

- контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан;

- контроля за выполнением частными агентствами занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников;

- надзора и контроля за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

- контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

- контроля за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

- контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.

Основание: Приказ Роструда от 30.12.2016 № 538 «Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых Федеральной службой по труду и занятости», опубликован на сайте https://www.rostrud.ru 13.01.2017.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

 

Правительство внесло в Государственную Думу законопроект о введении электронных больничных с 2017 года

Согласно проекту, медицинская организация сможет оформлять электронный больничный, если и она, и работодатель пациента подключены к единой информационной системе. Потребуется согласие сотрудника на применение такого формата.

Планируется, что медработник будет заверять электронный больничный усиленной квалифицированной электронной подписью. Пока неясно, потребуется ли такая подпись и от работодателя, а также будет ли он заполнять какие-либо поля электронного больничного. Законопроект предусматривает, что появятся подзаконные акты, которые помогут ответить на эти вопросы.

Разработчики законопроекта отмечают: электронные больничные уже выдаются в рамках пилотного проекта. Предполагается, что полный переход на электронный формат поможет работодателям избежать оплаты поддельных больничных и уменьшит бумажную волокиту.

Информация о проекте федерального закона № 27110-7 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» размещена на официальном портале Государственной Думы http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=27110-7.

 

Проект федерального закона № 1166412-6 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой в первом чтении

Законопроектом предусматривается инкорпорация в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) отдельных положений правовых актов СССР и РСФСР.

В статью 93 Кодекса предлагается инкорпорировать норму части первой пункта 8 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. № 111/8-51 «Об утверждении Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время».

Частью первой пункта 8 определено, что режимы труда, устанавливаемые при работе с неполным рабочим временем, могут предусматривать сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов во все дни рабочей недели, сокращение количества рабочих дней в неделю при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы (смены), сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю.

В связи с этим, в части первой статьи 93 ТК РФ слова «неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя» в соответствующем падеже предлагается заменить словами «неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя» в соответствующем падеже.

В связи с возникающими на практике проблемами при учете суммированного рабочего времени с целью приведения к единообразию применения статьи 152 Кодекса при различных режимах рабочего времени законопроектом предлагается инкорпорировать пункт 4 постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 8 августа 1966 г. № 465/П-21 "Об утверждении разъяснения № 13/п-21 «О компенсации за работу в праздничные дни» в статью 152 Кодекса.

Статью 152 ТК РФ предлагается дополнить частью второй, устанавливающей, что при подсчете сверхурочных часов работа в выходные и нерабочие праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не учитывается. Разработчики проекта в данном случае руководствовались Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № ГКПИ05-1341, согласно которому при подсчете сверхурочных часов работа в выходные и нерабочие праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере.

В статью 153 Кодекса также предлагается инкорпорировать положения части второй пункта 2 разъяснения № 13/п-21 «О компенсации за работу в праздничные дни» утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08 августа 1966 г. № 465/П-21.

Статью 153 ТК РФ предлагается дополнить частью второй, согласно которой оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в размере, указанном в части первой статьи 153 ТК РФ, производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в двойном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

Документ: Постановление Государственной Думы от 02.12.2016 № 362-7 ГД, информация о проекте федерального закона № 1166412-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» размещена на федеральном портале Государственной думы http://duma.gov.ru/.

 

КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

 

Приостановление деятельности, ликвидация некоммерческих организаций, а также запрет на деятельность общественных объединений: что учитывать судам?

Верховным Судом Российской Федерации даны разъяснения по вопросам, связанным с разрешением дел по приостановлению деятельности или по ликвидации НКО, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами.

В частности, разобраны моменты, касающиеся подачи таких заявлений; компетенции органов, уполномоченных это делать; применения правил подсудности, действующих при рассмотрении подобного рода дел.

Отмечено, что в случаях, предусмотренных законом, с административным иском о ликвидации НКО вправе обратиться организации, наделенные публичными полномочиями. Например, ЦБ РФ может подать такое заявление в отношении потребительского кооператива.

Приведены некоторые процессуальные особенности рассмотрения таких дел.

Подчеркивается, что общие основания для ликвидации должны применяться исходя из особенностей организационно-правовых форм НКО, установленных специальным законодательством.

Рассмотрены нюансы, которые должны учитываться при решении вопроса о ликвидации некоторых организаций, объединений. В частности, ликвидация участвующей в избирательной кампании политической партии (ее структурного подразделения) со дня опубликования решения о назначении (проведении) выборов и до даты официального доведения их результатов возможна только в одном случае - при ведении ею экстремистской деятельности.

Отдельно разобраны признаки тех нарушений, которые могут служить основанием для ликвидации юрлиц, в т. ч. НКО.

Приведены моменты, которые суд должен учитывать, проверяя обоснованность предупреждения (представления) об устранении нарушений закона и (или) решения о приостановлении деятельности, вынесенных в т. ч. прокурором.

Документ: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами».

 

Нельзя сократить работника после того, как истек месяц со дня получения мнения профсоюзного органа

Саратовский областной суд указал на то что, допустив просрочку, работодатель нарушил процедуру увольнения сотрудника, который состоял в профсоюзе. В результате сокращение было признано незаконным. Такой подход уже неоднократно встречался в судебной практике.

По ТК РФ с того дня, когда получено мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, у работодателя есть не больше месяца, чтобы расторгнуть трудовой договор с сотрудником - членом профсоюза.

В этот срок не засчитываются периоды, когда работник, например, болеет или находится в отпуске. В ситуации, рассмотренной судом, таких исключений не оказалось.

Суд учел, что период между получением мотивированного мнения и сокращением составил больше двух месяцев. Доказательств того, что работодатель получил от профсоюзного органа новое мотивированное мнение, не представлено.

В итоге суд поддержал решение первой инстанции о неправомерности сокращения.

Документ: Апелляционное определение Саратовского областного суда от 01.12.2016 по делу № 33-9069/2016; Основание: Трудовой кодекс Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 81, п. 5 ст. 373).

 

Предписание Государственной инспекции труда работодатель обжалует по правилам КАС РФ, а не ГПК РФ

К такому выводу пришла Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ.

В деле, которое недавно рассмотрела Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, нижестоящие суды не приняли административное исковое заявление работодателя. Судья городского суда и апелляция посчитали, что предписание обязывало работодателя совершить действия в пользу его сотрудника, в том числе выплатить ему деньги. Исходя из этого, необходимо было привлечь к участию в деле работника, поскольку разрешался вопрос о его индивидуальном трудовом праве на выплату. Значит, оспаривать предписание ГИТ нужно было в порядке гражданского судопроизводства.

Такой подход не поддержала Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ. Она указала: ГИТ выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры. Предписание инспекции труда - документ властно-распорядительного характера. Обжалование должно производиться по правилам КАС РФ.

Однако, судебная практика по данному вопросу неоднозначна. В ноябре 2015 года Верховный Суд РФ в своем письме нижестоящим судам высказывал иное мнение: оспаривать предписание государственной инспекции труда нужно в порядке гражданского судопроизводства. Так, если исполнение решения госоргана влечет возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, оспаривать это решение нужно по правилам ГПК РФ. Среди споров, которые нужно рассматривать в исковом порядке, были названы дела о признании предписаний ГИТ недействительными или незаконными.

После появления этой позиции ВС РФ большинство нижестоящих судов руководствовались ею. Например, Брянский, Тамбовский областные суды.

Новый подход ВС РФ об обжаловании предписаний ГИТ по правилам КАС РФ облегчает работодателю бремя доказывания. Так, ГИТ среди прочего придется подтверждать, что предписание вынесено в соответствии с НПА. Работодателю же надо будет доказать:

- в чем было нарушение его прав, свобод и законных интересов;

- соблюдены ли сроки обращения в суд.

Документ: 1. Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 75-КГ16-14;

2. Письмо Верховного Суда РФ от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 «Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов Московского и Санкт-Петербургского городских судов, судов автономной области и автономных округов Российской Федерации, Апелляционных судов Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

 

Работодатель вправе выбрать, что применять - профстандарт или квалификационный справочник

По ТК РФ, если должность предполагает компенсации, льготы либо ограничения, работодатель должен указывать ее в соответствии с квалификационным справочником или профстандартом. Ведомство вновь пояснило: когда должность есть в обоих документах, выбрать между ними работодатель вправе самостоятельно.

Минтруд обращает внимание, что работодатели могут быть лишены такого выбора лишь федеральными законами или иными НПА.

Подход министерства применим при определении наименований и квалификационных требований не только для должностей, но и профессий, специальностей.

К аналогичным выводам ведомство уже приходило, например, в июле прошлого года.

В новом письме Минтруд рассмотрел в качестве примера должность специалиста по охране труда. По ТК РФ этим работникам необходимы специальная подготовка или опыт работы в области охраны труда.

Конкретные требования к стажу и образованию таких специалистов есть и в квалификационном справочнике, и в профстандарте.

Руководствуясь позицией Минтруда, выбор между этими актами работодатель может сделать сам.

Справочник выделяет первую и вторую категории специалистов по охране труда, для которых предусмотрены более высокие требования по сравнению с профстандартом. Если работодатель не заинтересован в высококвалифицированных специалистах, он может отдать предпочтение профстандарту.

С другой стороны, если работодатель уже применяет квалификационный справочник, ему может быть удобнее продолжать это делать. В таком случае ему не придется тратить время и средства, например, на внедрение изменений квалификационных требований к работникам и переход на профстандарт.

Документ: Письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698 «О некоторых вопросах, связанных с охраной труда».

 

Дублирование полномочий Роспотребнадзора и Минтруда России при контроле за проведением лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля и специальной оценки условий труда отсутствует

Такой вывод содержится в разъяснении по вопросам дублирования полномочий данных ведомств при проведении специальной оценки условий труда и производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в части проведения лабораторно-инструментальных измерений и исследований на рабочих местах.

Специальная оценка условий труда осуществляется не реже чем один раз в 5 лет путем проведения идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия в целях назначения льгот и компенсаций работающим.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, в целях профилактики и снижения негативного воздействия на работающих вредных и опасных факторов производственной среды, которые установлены в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, содержащимися в санитарных правилах и гигиенических нормативах.

Лабораторно-инструментальные исследования как при производственном контроле, так и при специальной оценке условий труда осуществляются с привлечением лабораторий, аккредитованных в установленном порядке.

Таким образом, протоколы исследований, проведенных при специальной оценке условий труда, могут учитываться в рамках проведения производственного контроля в случае, если сроки данных исследований совпадают со сроками, установленными программой производственного контроля.

Основание: Информация Роспотребнадзора «Об оценке условий труда», опубликована на сайте http://rospotrebnadzor.ru 06.01.2017.

 

Составитель обзора: Андрей Шустров

Похожие статьи: